Ирак. Шииты против шиитов

Несмотря на спокойствие в Наджафе, где находится мавзолей первого шиитского святого – имама Али, тишина обманчива. На сборных пунктах идет набор людей в армию – на защиту Ирака, а не шиизма, согласно религиозному декрету Систани. Размахивая иракскими флагами, группа волонтеров численностью в 500 человек скандирует: “Корона, корона, корона, корона на голове Али Систани”.

Во время парада боевиков Садра днем ранее те кричали : “Мы садристы, мы зачистим Мосул”.

На людях Садр заявляет, что он – против сектантства, за иракскую нацию. Он переименовал свою милицию в “Миротворческие Бригады”, задачей которых является защита шиитских святынь, церквей и прочих религиозных объектов Ирака.

История садристской милиции, однако, напоминает о совсем ином. С момента основания в 2003 она вела ожесточенную войну против американцев и против других шиитских группировок. Она развернула кампанию сектантских убийств, пока в 2008 правительственные силы не нанесли ей поражения в Басре, после чего Садр решил милицию расформировать.

Пресс-представитель Садра Салах аль-Убейди уверяет, что Садр не вернул своих людей на улицы. Он говорит: “Мы здесь лишь для защиты святынь”. Садр якобы готов сотрудничать с силами безопасности Ирака, “если в этом возникнет необходимость”. Но садристы не могут быть под их контролем. Убейди говорит: “Они коррумпированы, им нельзя доверять. Почему мы должны им верить? Некоторые старики-проповедники говорят, что нужен какой-то особый религиозный декрет для защитного джихада. Мы спрашиваем: если кто-то вломился в ваш дом, вы будете ждать религиозного декрета? – Нет”.

Тем временем у офиса Систани стоит группа вооруженных автоматами и пулеметами людей, проверяющие посетителей. Наблюдающий за этим приближенный Систани говорит: “У нас есть разногласия с правительством. Они допускали ошибки. Но настоящий момент все что у нас есть – это хребет государства. Если сейчас на сцену выйдут вооруженные группы, все будет потеряно”.

THOMAS ERDBRINK. Rifts Among Shiites Further Threaten the Future of Iraq. New York Times, June 23, 2014