Телеграмма показывает приоритеты правительства Малики в данный период – концентрация власти и внедрение сектантства в иракские силы безопасности. Правительство тянуло с арестом еще два года, после чего все обвинения против генерала были сняты.
По иронии судьбы, речь идет именно о той статье в иракском криминальном коде, цель которой – предотвратить преследования членов сил безопасности на сектантской основе.
После снятия обвинений с Гарауи последовали горячие дебаты между иракцами и американцами. И посол США Крокер, и генерал Петраеус попытались убедить правительство Ирака в необходимости продемонстрировать скептическому суннитскому населению готовность шиитского правительства арестовать и покарать шиитского генерала за преступления на сектантской почве. Вместо этого правительство не только сняло с Гарауи обвинения, но и назначило его ответственным за крупнейший суннитский город страны – Мосул, город, в котором Аль-Каида активно противодействовала правительству.
Даже в случае если Махди аль-Гарауи был совершенно невиновен, послание правительства населению было совершенно четким: Малики наплевать на то, что репутация шиитского генерала замарана, и он назначает его главой сил безопасности в суннитской провинции. Сопротивлялись ли американцы данному назначению – неизвестно. Но американцы в Ираке славятся своей короткой памятью, так что совершенно возможно, что к 2011 они уже забыли о преступлениях Гарауи, и о том, что его ареста требовали два посла США в Багдаде и командование американской армии.
В 2013 Human Rights Watch выпустила доклад, в котором подробно описывались нарушения прав человека 3 дивизией федеральной полиции в Ниневии, находившейся под командованием Гарауи – исчезновение подростков в полицейских участках, разгон мирных демонстраций с применением огнестрельного оружия, и т.п. По всем показателям, генерал вернулся к той практике, которая применялась им в 2005-2006.
Нельзя сказать, что существует прямая линия между назначением Гарауи в Ниневии и последующим захватом ISIS Мосула, но эти события взаимосвязаны. Религиозных абсолютистов ISIS невозможно убедить – но возможно убедить десятки тысяч людей, входящих в базу их поддержки. Массы суннитов, возможно, никогда бы не приняли ISIS, если бы в правительство Малики входили представители всех сект, и если он доказал свою готовность наказывать за преступления, совершенные его шиитскими лоялистами. Вместо этого, значительный сегмент суннитского населения Ирака был вынужден пойти на союз ISIS – во многом из-за безжалостной сектантской логики, принятой правительством в Багдаде, образцом которой является Гарауи.
Andrew Slater. The Monster of Mosul: How a Sadistic General Helped ISIS Win/ Daily Beat, June 19 2014