Российские компании готовятся к переходу на использование ренминби (юань) во внешнеторговых контрактах – из опасения того, что западные санкции заморозят для них долларовые рынки. Это подтверждают два наиболее влиятельных российских банкира.
Петр Теплухин, глава Deutsche Bank в России заявил Financial Times: “В последние несколько недель наблюдается растущий интерес крупных российских корпораций к использованию различных продуктов в ренминби и других азиатских валютах, а также в открытии счетов в азиатских банках”.
Андрей Костин, глава государственного банка VTB говорит, что расширение использования не-долларовых валют “является приоритетной задачей банка”.
Во время брифинга с президентом Владимиром Путиным Костин сообщил: “Исходя из объемов взаимной торговли с Китаем развитие контрактов в рублях и юанях (ремнинби) является нашим приоритетом. И над этим мы сейчас работаем”.
Переход на ренминби, гонконгский и сингапурский доллар еще раз подчеркивает стремление России переходу на азиатские рынки – на фоне того, как напряженность в отношениях с Европой продолжает нарастать.
Санкции вынуждают Россию сократить свою зависимость от западных финансовых рынков, в то время как американские и европейские банки резко снизили кредитование в России – после аннексии Крыма в марте.
Центробанк, между тем, работает над созданием национальной платежной системы, которая должна сократить зависимость от Visa и MasterCard.
Глава другого крупного европейского банка в России комментирует: “Нет ничего плохого в том, что Россия старается снизить свою зависимость от доллара. На самом деле это совершенно оправданно. Он добавляет, что зависимость от доллара добавляет нестабильности на российский рынок в период финансового кризиса. Он говорит: “Нет никакой причины для того, чтобы мы торговали с Японией в долларах”.
Директор производственного гиганта, 70% экспортной выручки которого приходится на доллары, говорит, что компания подготовилась к возможным американским санкциям: “Если что-то случится, мы готовы перейти к расчетам в других валютах – например, в юанях или гонконгских долларах”.
Александр Дюков, глава нефтяного подразделения Газпрома, говорит, что с клиентами идет активное обсуждение о переводе контрактов на не-долларовые валюты. Норильский Никель сообщает, что ведет переговоры с китайскими покупателями о переводе долгосрочных контрактов в юани.
Господин Теплухин из Deutsche Bank комментирует: “Это выглядит не как временный зигзаг, это – тренд”. Он добавляет, что российские компании сейчас уменьшают свои риски, внося в контракты дополнения, позволяющие изменить валюту расчетов, если возникнет необходимость.
Некоторые политики также требуют полно “де-долларизации” экономики. Власти, однако, считают, что пока такой необходимости нет. Андрей Белоусов, экономический советник Путина, говорит: ” До тех пор, пока Россия не подвергнется систематическим санкциям, которые могут искусственно ограничить доступ нашей экономики к долларам, я не думаю что нам стоит при бегать к искусственной де-долларизации”.
По данным SWIFT с января 2013 по март 2014 доля ренминби в международных расчетах выросла с 0,63% до 1,62%. Сегодня 10 тысяч международных финансовых институтов совершают трансакции в ремнинби – по сравнению с 900 в 2011 году. Ренминби занимает 7-е место в систем международных валютных расчетов – после доллара, евро, фунта стерлингов, йены, канадского и австралийского долларов. Для сравнения, доля доллара в системе международных расчетов – 40,19%, евро – 31,78%.
Financial Times
Financial News