Но – каждому свой собственный Луи. Другой автор также пожелал восстановить диалог между узником-королем и султаной. Филипп де Вилье, ностальгирующий и набожный виконт, написал “Роман Святого Луи”. В его версии король не мог позволить себе поцелуй или поддаться соблазну. И Вилье также фантазирует о том, что Шаджра ад-Дур предложила Луи принять ислам. И в версии египетского журналиста, и в версии французского виконта, король отказался сменить веру. Ахмед Юсеф, однако, описывает его “потрясенным ” тем, что “неверные” поклоняются султане, как Деве Марии. Ничего подобного не найти в творении виконта, нахлобучившего на голову шлем и прикрывшегося щитом с фамильным гербом. В одном из последних интервью он сообщает: “Из диалога Святого Луи и султаны Шаджра ад-Дур мы понимаем, что крестовой поход – не война агрессии и завоевания, но самозащита. В нее входит все – легитимность, секуляризм, ислам”. Виконт не боится насмешек за очевидный анахронизм – разговоры о секуляризме короля тринадцатого века. У де Вилье Луи разговаривает как Эрик Земмур (политический журналист, шоумен, “антинеолиберал”, голлист и бонапартист). Виконт в экстазе пишет: “Оригинальность и современность Св. Луи заключалась в том, что он стремился подвигнуть Европу на битву с исламом”.
Брутальный перебор
Встреча этого странного короля с Ближним Востоком не имела отношения к подобному нонсенсу. Пленение Людовика в реальности стало началом конца самой идеи крестовых походов и совпало с эпохой политических переворотов в регионе. Повторные военные агрессии “франков”, как арабы называли крестоносцев, привели к радикальной реконфигурации системы правления в течение месяца заточения монарха. Что он увидел? Участвовал ли он в этом? – Это реальная загадка Святого Людовика в Египте, погребенная под фикциями, выдумываемыми по обеим сторонам Средиземного моря.
Об обстоятельствах пленения Луи, арабские и европейские авторы соглашаются в большинстве деталей. Короля взяли в плен в тот год, когда он высадился под Мансурой, к северу от Каира. Он попал в руки султана ас-Салиха Аюба, племянника Саладина. Короля разместили на вилле кади Каира, Фахреддина ибн Лукмана, известного суфийского ученого. Через месяц суверен был освобожден за выкуп в 500 тысяч динаров – обычная практика для того времени. Король также согласился эвакуировать Дамьетту, взятую его войсками.
Науки арабских врачей
Каковы были физические условия его содержания? Королевские хроникеры соглашаются в том, что на момент пленения Луи страдал от серьезной дизентерии. Его вылечили самые знаменитые арабские врачи. Он признал арабскую культуру и науку. Из своего пленения Луи вынес проект основания королевской библиотеки во Франции. Что касается всего остального – правда погребена под идеологией. Над идеями французских авторов господствует факт причисления короля к лику святых в 1297 – менее чем через 30 лет после его смерти. Луи IX якобы угрожали пытками и даже распятием на кресте, в случае, если он не примет ислам. Эта версия долго скармливалась публике Ватиканом. Ничего подобного не найти в писаниях арабских историков, которые рассказывают о щедрости тюремщиков. Королю предоставили теплый плащ и евнуха. Король был весьма расстроен и считал подобную кампанию неприятной и недостойного своего величества.