Ограниченные политические возможности Китая в отношении украинского кризиса не означают, что он не стремится к его разумному разрешению. Это важно и для китайских отношений с Россией, и для отношений с Западом. В этом смысле, полезно осознать масштаб китайских интересов в Украине.
В первую очередь, следует отметить, что долгосрочная стабильность Украины – важнейший интерес Китая. В основном это объясняется экономическими причинами. Китай – второй по объему торговли украинский партнер, после России, и третий по объему рынок сбыта для ее товаров. В 2013 Китай инвестировал в Украину 10 миллиардов долларов – в инфраструктуру, энергетику, транспорт, Машиностроение, химию, и сельское хозяйство. Украина получила еще 8 миллиардов во время визита Януковича в Пекин в декабре 2013.
Наиболее динамичной отраслью сотрудничества представляется сельское хозяйство. В 2012 было подписано соглашение о сельскохозяйственном сотрудничестве. Еще одно соглашение было достигнуто в сентябре 2013 – об “аренде” сельскохозяйственных земель. Согласно этому 50-летнему контракту, Китай сможет взять в аренду на 50 лет до 3 миллионов гектаров земли. Это – 5% всех обрабатываемых земель страны. Сделка об аренде имеет стратегическое значение для Китая – страны в которой лишь 9% земель могут использоваться в сельскохозяйственном обороте, и потребляющей 20% мирового урожая зерна. 23% территории Украины – плодородный чернозем, житница Европы.
Украина, более чем любая другая страна в мире, необходима Китаю для модернизации вооруженных сил. Речь идет о проектировании, продаже и трансфере технологий – самолетных двигателей (AI-122 для учебно-тренировочного L-15), морских турбин (DN/DA -80 и UGT 25000) , дизельных двигателей для танка аль-Халид, разработанного совместно с Пакистаном, исследований и разработок для китайских военных самолетов ( Y-8,Y-9,Y-10), ховеркрафта Зубр, модернизации советского авианосца Варяг (Liaoning). В декабрьском пакете помощи Китая Украине имеется значительный военный компонент. Из-за огромного объема поставок в Китай Украина в 2012 году вышла на 4-е место в мире по импорту оружия – после США, России и Китая.
В отличие от военных поставок России, Украина проявляет куда большую гибкость в трансфере технологий, в особенности в таких деликатных сферах, как дизайн и производство боевых самолетов, военного транспорта и ховеркрафтов. Газета Global Times опубликовала статью “Китайская военная модернизация невозможна без Украины”. В ней говорится: “За последние 20 лет Китай получил от Украины около 30 ключевых военных технологий. Китай получил практически все, в чем он был заинтересован. В 2005 Украина предоставила Китаю истребитель-прототип Т-10, дизайн которого основан на штурмовике Су-33. Россия была сильно расстроена этим. Китай, после развала СССР, нанял большое количество ведущих украинских ученых и инженеров, работавших в ВПК. Между 1992 и 2002 Китай “импортировал” 10 тысяч таких специалистов, а вместе с ними – около 2 тысяч военных технологий. Только в 2006 более 2 тысяч украинских ученых и инженеров были приглашены на работу в Китай”.
В последние 20 лет украинско-китайское военное сотрудничество процветало, несмотря на постоянную нестабильность в стране. Китайцам удавалось наладить хорошие отношения со всеми украинскими администрациями, независимо от идеологии и партийной принадлежности. Нынешний кризис. однако, угрожает самим основам этих взаимовыгодных отношений. Если Украина действительно развалится, или попадет под большее влияние России или ЕС, Китай не сможет поддерживать тот уровень военных продаж и трансфера технологий, который ему выгоден. Поэтому стабильная и нейтральная Украина – главный интерес Китая.
На геостратегическом уровне, стабильная и нейтральная Украина будет служить буфером между Россией и Западом. Оба важны в долгосрочных интересах Китая, и он не желает быть вынужденным выбирать между ними. И, наконец, Украина является важнейшим трамплином для прорыва Китая в Центральную Европу. Из 19 миллиардов долларов кредитов, предназначенных Европе, 8 миллиардов пойдут в Украину. Исходя из всего этого нынешний нейтралитет Китая представляется единственно возможным рациональным подходом к кризису.
Yu Bin (Wittenberg University) Comparative Connections v.15 n.3 – China-Russia “‘Western Civil War’ Déjà Vu?”, CSIS, May 14, 2014