Российские компании, активно работающие в Сирии рискуют оказаться объектом американских санкций, пишет Bloomberg.
То, что началось как попытка покарать Владимира Путина за аннексию Крыма и угрозы восточной Украине перерастает в более обширную кампания давления на российского лидера посредством установления режима санкций против российских компаний, поддерживающих сирийский режим.
Первой ласточкой стало распоряжение американского казначейства о внесении в список санкций коммерческого банка Темпбанк и его директора. В тексте решения об этой мере сообщается, что “банк предоставил миллионы долларов наличными и помог в совершении финансовых трансакций сирийскому режима”.
Марк Дубовиц, директор Foundation for Defense of Democracies сообщает: “Российско-сирийская ось образует богатую мишенями для санкций среду. С учетом масштаба кооперации между Москвой и Дамаском, совершенно ясно, что между ними существуют сильные экономические связи”.
Введение санкций против Темпбанка знаменует начало нового этапа – отказа американцев от сотрудничества с Россией по сирийскому вопросу. Сотрудничество сделало возможным проведение двух мирных конференций в Женеве, которые закончились ничем. Между тем Россия четыре раза использовала свое право вето в Совете Безопасности ради защиты режима Асада.
Россия при этом утверждает, что ее цель – не сохранение Асада, но создание гарантий того, что Сирия останется целой, светской и независимой.
Говард Мендельсон, бывший помощник министра финансов в управлении разведки и анализа, предполагает, что сейчас определяются новые цели для санкций: “Если российские компании вносятся в список санкций вы во-первых, усиливаете изоляцию Асада, во-вторых вносите вклад в то, что бизнес с Россией становится еще более непредсказуемым”.
Американские аналитики указывают на то, что следующими вероятными целями сирийской серии санкций станут Новикомбанк и Внешэкономбанк. В прошлом году четыре сенатора потребовали санкций против Внешэкономбанка, VTO Group и Газпромбанка.
Внешэкономбанк выступает в качестве агента российского правительства в его отношениях с Сирией. На запрос Bloomberg банк ответил, что “не ведет бизнеса с сирийскими компаниями”, и вся его активность в Сирии “проходит в строгом соответствии режимом санкций ЕС и ООН”.
Внешэкономбанка и VTO Group заявили, что не ведут бизнеса в Сирии, Новикомбанк не отвечает на запросы.
Россия, между тем, продолжает открыто поставлять оружие в Сирию. главным образом, через государственный концерн Рособоронэкспорт. Предполагается, что Россия является важнейшим поставщиком для Сирии, а наиболее ценными видами оборонных поставок являются современные системы ПВО и противокорабельные ракеты.
Пресс-представитель Рособоронэкспорта Вячеслав Давиденко заявил, что “кооперация с Сирией никогда не прекращалась”, но ее масштабы снизились после начала войны.
В 2011-2013 годах Россия продала Асаду оружия на 2.9 миллиарда долларов. По словам заместителя госсекретаря Анн Петерсон “количество и качество” поставляемого в Сирию оружия увеличилось и улучшилось в текущем году.
В феврале Асад впервые стал применять российские системы залпового огня Ураган и Смерч. Сирия также начала активно пользоваться современными российскими истребителями МиГ-29