17 мая был убит генерал ПВО Сирии Хуссейн Аюб Ишак. Речь идет об одном из наиболее высокопоставленных офицеров, которого режим потерял с начала войны в 2011 году. Хотя обстоятельства его смерти остаются смутными, его ликвидация, скорее всего, нанесла психологический удар и снизила моральный дух ПВО. В связи с этим интересно рассмотреть, в каком состоянии находятся противовоздушные силы Сирии после трех лет войны.
Одним из наиболее часто упоминаемых рисков в случае проведения американской или союзнической операции в Сирии традиционно называют потенциальную способность режима защитить свое воздушное пространство. Система ПВО создана и обслуживается русскими, с целью защиты от ВВС Израиля, и, по меньшей мере на бумаге, до начала мятежа выглядела весьма внушительно.
С тех пор, однако, потенциал наземных компонентов системы – батарей ракет земля-воздух и зенитных орудий был значительно сокращен благодаря совокупным действиям нескольких факторов: износ техники, убыль личного состава и командиров, прекращение обучения и технического обслуживания в частях, отвлечение личного состава и техники на различные операции против мятежников, захват мятежниками ключевых районов в южной и северной Сирии.
Что касается воздушного потенциала, ВВС Сирии, которые когда-то были одними из самых крупных на Ближнем Востоке теперь не представляют собой серьезной угрозы. За прошедшие годы они были серьезно ослаблены потерями/дезертирством пилотов, плохим обслуживанием, отсутствием необходимой для нанесения современного воздушного удара подготовки летчиков. Сирийские истребители советской эпохи требуют постоянного и масштабного технического обслуживания, запасных частей для того, чтобы оставаться боеспособными. Режим сосредоточился на том, чтобы сохранить рудиментарный (хотя и летальный) потенциал бомбардировочный потенциал ВВС и их способность снабжать войска в ходе войны с герильей.
Несмотря на это, система ПВО по прежнему располагает некоторым потенциалом, в особенности, в районе Дамаска. Здесь существует система многоуровневой наземной защиты, с современными или модернизированными ракетными батареями. Американская/союзная операция в данном районе потребует тщательного планирования, поддержки и привлечения значительных воздушных ресурсов. По контрасту, операции ВВС в южной и северной Сирии не потребуют организации крупной кампании для того, чтобы уничтожить там остатки системы ПВО. Эта цель может быть достигнута с относительно низким риском, и позволит заложить основы дипломатического разрешения конфликта и создать базу оказания международной гуманитарной помощи.