Но, постепенно, Алжир потерял нити контроля. Полковник Муамар Каддафи, благодаря его толстой чековой книжке, приобрел много друзей – и в правительствах стран Сахеля, и в рядах мятежников. Это привело к тому, что интересы Алжира прямо ущемлялись. Исламистские джихадистские группировки, вытесненные с высокогорья Телл, бежали в Сахель, присоединились там к Аль-Каиде и занялись интенсивной контрабандой табака, наркотиков и мигрантов – вместе с местными нищими кочевниками. Так они нашли способ финансирования своих группировок и покупок оружия. Победная интервенция НАТО в Ливии против Каддафи была осуждена Алжиром как “возврат к дипломатии канонерок”, подрывающий безопасность в регионе.
В начале 2012 путч в Бамако привел к коллапсу малийской армии и к завоеванию северного Мали неустойчивым альянсом джихадистов и туарегских сепаратистов. Союзы (например с туарегами против джихадистов) на которые делал ставку Алжир испарились. Последней пощечиной стал захват в заложники персонала алжирского консульства в Гао – именно через это консульство традиционно шла помощь Алжира туарегам.
На осторожные запросы из Парижа и Вашингтона Алжир отвечал декларациями стратегии “двойного нет”: Нет интервенции Алжирской Национальной Армии в Сахеле против Аль-Каиды Исламского Магриба (на основании того, что конституция запрещает армии воевать за пределами границ государства) и нет иностранному вмешательству, которое “раздует пожар войны в регионе”. Министр иностранных дел Алжира Ахмед Куяхья еще в июле 2012 выражал опасения того, что посредством подобной интервенции и США и Франция попытаются неким таинственным образом “нарушить суверенный контроль Алжира”. Но уже через несколько месяцев сменивший его Абдель-Кадир Селлал начал проводить новую линию в отношении грандиозного плана президента Франции Франсуа Олланда относительно Африки.
Сегодня Париж вступил в новую фазу, основав “Большую Пятерку в Сахеле” – дипломатический и военный союз между Францией и четырьмя государствами региона – Мали, Нигером, Буркина-Фасо и Чадом. Создано единое военное командование “Сахель- Сахара” (BSS). Находящиеся под его контролем силы дислоцированы от Атлантического океана до Красного моря и Чада. В его распоряжении – 3 тысячи солдат, заранее выдвинутых на передовые позиции – цепь французских военных баз, окружюащая южные границы Ливии и Алжира. Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриян в январе 2014 объяснил Чаку Хейгелю: “У нас есть теперь региональная схема борьбы с терроризмом”. И как представляется, Алжир, в той или иной форме, принимает участие в этом новом франко-американском региональном проекте.