Журнал Orient XXI сообщает о примирении, более того, союзе смертельных врагов – армий Франции и Алжира.
В качестве доказательств сообщается о нескольких малоизвестных эпизодах войны с исламским терроризмом в Сахеле.
5 мая алжирская армия перехватила в Таундерт, 80 км к западу от Тин Зауатен группу джихадистов, пытавшихся пройти в направлении к Таманрассет. 12 террористов были убиты, один был взят в плен. Кроме этого, был захвачен впечатляющий арсенал современного оружия и несколько джипов.
Через два дня, 7 мая, сержант 2-го парашютного полка Иностранного Легиона (REP) подорвался на самодельном взрывном устройстве на дороге между Тессалит и Тин Зауатен, близ границы с Алжиром. Если бы он выбрал другую дорогу, мы никогда не узнали бы о существовании французской базы в данном районе. По сообщению министерства обороны, он принимал участие ” в операции по обеспечению безопасности подходов к массиву Тигхаргхар”. Если бы легионер не погиб, внешний мир не узнал бы об этой операции.
Возникает вопрос о характере миссии, в которой принимали участие легионеры – идет ли речь о выдавливании джихадистов из Тигхаргара в ловушку, приготовленную для них пограничниками и армией с алжирской стороны границы? В тот же день, 7 мая президент Алжира воздал хвалу “героическим усилиям Алжирской Национальной Армии и силам безопасности в войне с террором”.
Алжирцы и французы совместно уничтожили группировку, пришедшую с Адрар Ифогхас, горы, которое на протяжении длительного периода времени была убежищем для боевиков Аль-Каиды, выживших в ходе кровопролитных боев операции Serval, проведенной французами и их чадскими и малийскими союзниками в 2012-2013 годах. Алжирские и французские официальные источники молчат, но, как представляется, речь идет о новой вехе алжирско-французского военного сотрудничества.
В январе 2012, когда началась операция Serval, правительство Алжира также хранило молчание. Лишь через некоторое время министр иностранных дел Франции Лорен Фабиус заявил, что Алжир разрешил переброску французских войск по воздуху над своей территорией. Фабиус рассказал, что заключить такое соглашение было делом нелегким – алжирская армия ему противилась. Кроме права пролета, Алжир закупорил границу, лишив джихадистов свободы маневра и путей отступления, а также возможности контрабанды алжирского горючего. Алжирская государственная корпорация Sonatrach снабжала горючим французские подразделения.
Возвращение французской армии в Мали, откуда она была вытеснена в начале 60-х боевиками во главе с неким Абдель-Азизом Бутефликой, известным под кличкой “Комманданте Мали”, на первый взгляд, кажется крахом алжирской стратегии в Сахеле. Она заключалась в том, чтобы не допустить присутствия ни в одном из трех приграничных государств – Мавритании, Мали и Нигере иностранных воинских контингентов. На протяжении длительного периода времени ее практическое выражение заключалось в том. чтобы ни одно из этих государств, борющихся с перманентыми мятежами (главным образом, туарегов) не смело обратиться за помощью к бывшему колониальному хозяину. В нескольких случаях Алжир даже принуждал Мали заключать соглашения с туарегскими сепаратистскими движениями.