Эвакуация Хомса мятежниками рассматривалась в качестве еще одной жемчужины в короне успехов президента Асада по подавлению мятежа, длящегося четвертый год.
После заключения соглашения о перемирии, тысячи жителей Хомса, бежавших от войны, вернулись в город. Несмотря на соглашение о перемирии, элементы Сил Национальной Самообороны и других милиций занялись мародерством и местью в отношении нелояльных к режиму элементов.
В социальных сетях появилось множество сообщений о грабежах и мародерстве. Пока точно неизвестно, что вызвало перестрелку в квартале Хамадиех, но жители утверждают, что причиной стало разграбление Силами Самообороны домов христиан.
В социальных сетях мятежников пишут, что Силы Самообороны и «Хизбалла» не поделили награбленное у жителей.
Сирийская Обсерватория Прав Человека сообщает: “Силы Самообороны штурмом взяли несколько домов в Хамадиех. Один человек убит”.
Филипп Смит, специалист по шиитским про-асадовскиим группировкам говорит, что несмотря на то, что неясно, кто начала стрелять, “совершенно ясно, что здесь были и другие группы”.
ССНП сама расколота на про-асадаовскую и анти-асадовскую фракции. Она считается “лоялисткой оппозицией”, требующей реформ в Сирии. Партия поддерживает исторический альянс с Асадами, и ее терпят, в качестве союзной силы в Сирии и Ливане.
Смит говорит: “В данном случае могло случиться все, что угодно. Причиной может быть контроль над торговлей или территорией. Но совершенно очевидно, что ССНП пытаются установить контроль в Хомсе. И это становится очень интересным – не столько из-за ССНП, сколько из-за “Хизбаллы”. В состав ССНП входят и ливанские боевики”.
Среди членов ССНП – большое количество христиан, и Смит верит в то, что это могло повлиять на ее действия и на ее планы: “ССНП берет на себя роль “христианской группы” в некоторых районах Сирии – из-за того, что многие ее члены – христиане. Это происходит несмотря на ее воинствующую секуляристскую идеологию”.
Источник ливанской газеты Daily Star говорит о дурной репутации, которую приобрели Силы Самообороны в другом городе, Алеппо: ” Силы Национальной Самообороны… люди просто их ненавидят. Они зарабатывают 20-30 тысяч фунтов в месяц (134-201 доллар), по сравнению с 500 фунтами (3.31 доллара), которые зарабатывают сирийские солдаты. Их даже не учат воевать. Они просто грабят людей, угрожают нам оружием, а не защищают нас”.
Смит указывает на то, что Силы Самообороны все больше и больше становятся похожими на иранское ополчение, Басидж, и набирают влияние и вес. Относительно ССНП и других фракций, Смит замечает: “Асад может дать им больший кусок пирога или передать им контроль над отдельными территориями”.