Обреченные на поражение: Россия и украинский кризис глазами Збигнева Бжезинского

Это – фон к тому, что творится в Украине сегодня, но мало кто в прессе рассматривает эти исторические связи. Пропагандируя общепринятые теории происходящего Фридман, Херценхорн и их соратники не только игнорируют историю, но, более важно – долгосрочную американскую стратегию. Возможно, что Путин, по выражению Фридмана, “играет в хоккей вместо шахмат”, но Бжезинский владеет командой.

Для тех, кто верит в стратегическую перспективу Бжезинского, агрессивные акции Путина лишь подорвут доверие к России во всем мире. Что произойдет с жизнью украинцев в Киеве, Харькове или Одессе не имеет значения. Стратегическая формулировка Бжезинского сконструирована ради того, чтобы усилить американское влияние в регионе в долгосрочной перспективе, и тот выбор, который сделает Путин – соберется с духом и отступит, или решится на вторжение в любом случае послужит американским интересам, даже если ценой осуществления этих долгосрочных планов станет гражданская война в Украине или энергетический кризис в Европе.

Я не собираюсь тут давать оценки американской внешней политике или расхваливать подход Бжезинского. Можно верить в то, что интервенция Картера в Афганистане была хорошей или плохой, что она была проявлением эффективного реализма или неспровоцированной агрессии, Можно верить в то, что демократизация Украины и подрыв российской безопасности – хорошая политика, или, напротив, опасная и безрассудная. Но никто не может с самого начала трубить, подобно Фридману, и всем остальным представителям мэйнстрима, о “невероятном акте агрессии” и выражать свой шок и возмущение в связи с акциями России.

Несмотря на все разговоры о партнерстве и дружбе, Соединенные Штаты последовательно преследовали агрессивную и враждебную политику в отношении России, конечной целью которой является – если все пойдет так, как задумал Бжезинский – раскол ее на конфедерацию мелких государств. Но, несмотря на это, американская пресса купила доминирующую версию происходящего, и проигнорировала более глубокую стратегию игры. Американская стратегия работает, и, с точки зрения Бжезинского, все в порядке. Владимир Путин – не мастер стратегии, которым воображает его пресса, не кукловод, обдуривший Америку на каждом повороте. Напротив, он давно оказался в ловушке, его действиями манипулируют в игре власти и стратегии, правила которой были установлены несколько десятилетий назад. И он играет в ней роль, а не пишет сценарий.

David Paul. Forget the Spin, Putin Is Holding a Losing Hand, Huffington Post, April 20, 2014