С начала апреля гражданская война вернулась в Ирак. Среди враждующих группирвок наиболее известна ISIS. Но на иракской арене большое значение также имеют баасистская Джейш Риджаль а-Тарикат ан-Накшибанди, Ансар ас-Сунна, ХАМАС Ирак, Революционные Бригады 1920, Джейш аль-Ислам. В то время как все эти организации воюют ради одной цели – свержения правительства, они отличаются различными идеологиями и соперничают между собой. В последние два года эти противоречия нарастали и сейчас вылились в открытую межфракционную войну. В большинстве случаев речь идет о войне Исламского Государства против мелких фракций.
6 апреля в Киркуке в бою с Ансар ас-Сунна были убиты два лидера ISIS. Один из них – назначенный Абу Бакром аль-Багдади губернатор провинции. На следующий день лидер Накшибанди и его сын были убиты ISIS в районе Хамрин. Предположительно, двое прибыли в штаб-квартиру ISIS с тем, чтобы пожаловаться на похищение членов своей группировки. Что-то сорвалось во время беседы, и дело закончилось убийством переговорщиков. 18 апреля еще один командир ISIS был убит в Рашад, Киркук, боевиками Ансар ас-Сунна. Это только последние примеры. В декабре Ансар ас-Сунна завила, что ISIS убили 40 ее боевиков. Она обратилась с жалобой к Айману аз-Завахири. К несчастью, ISIS к тому времени уже перестала считать себя частью Аль-Каиды. Бои между Ансар ас-Сунна и ISIS продолжающий уже более полугода – по разным причинам, в том числе, месть, борьба с проправительственными милициями Сахва, споры из-за контроля над деньгами и оружием.
Совершенно очевидно, что главной проблемой ISIS в Ираке является Ансар ас-Сунна. Каждая группировка считает себя исламистским движением, активно участвующим в глобальном джихаде, обе стремятся установить халифат, обе ненавидят шиитов и обе участвуют в сирийской войне. Главные различия – в тактике и в характере связей с международным джихадистским движением. Ансар опасается что беспредел, учиненный ISIS отвратит от идей джихада основную массу суннитского населения, как это уже случилось в 2006-2008. Ансар также связан с центром Аль-Каиды. Движение начиналось в качестве курдской франшизы Аль-Каиды, Ансар аль-Ислам. ISIS, однако, теперь рассматривает себя в качестве абсолютной независимой группы. В этом смысле, ISIS и Ансар аль-Ислам конкурируют в исламистском лагере. Накшибанди – совершенно иная идеология, основанная на смеси баасизма и суфизма. Первоначально она сотрудничала с ISIS, но после упомянутого инцидента в Хамрин между группировками развернулась война за сферы влияния. Поскольку влияние Накшибанди постоянно расширяется, следует ожидать нового раунда столкновений.
У ISIS – плохая история взаимоотношений с другими террористическими группировками. И в Сирии, и в Ираке она пыталась взять на себя роль лидера оппозиционных движений. На первом этапе это работало, но ISIS начинала безжалостно подавлять любые другие группировки, в чем-то несогласные с ее методами и тактикой. Война с Накшибанди неизбежна, поскольку она является второй по численности и влиянию военизированной группировкой в Ираке. То, что ISIS наступает ей на пятки в разных частях страны, скорее всего приведет к той же реакции, что и в 2006-2008 и породит новое движение, подобное Сынам Ирака и Сахва. Проблема сейчас в том, что американцы в 2006 были достаточно гибки для того, чтобы играть на этих противоречиях. Нынешний Багдад может оказаться неспособным, или просто не захочет видеть разницу и противоречия между различными суннитскими группировками, поскольку рассматривает любую вооруженную фракцию в качестве прямой угрозы собственному существованию. Таким образом, он может упустить свой шанс – покончить с мятежом с помощью мятежников.