Сын йеменской рабыни и “Игра Престолов” в Эр-Рияде

Впервые в истории королевства Саудовская Аравия король решил назначить наследника своему наследнику. Им стал самый молодой из детей основателя КСА, и в теории этот ход должен ускорить передачу власти второму поколению клана Сауд.

27 марта королевский декрет назначил принца Муркина бин Абдуль-Азиза “вице-наследником” престола. В этой ситуации удивляет не только титул, беспрецедентные функции, порученные его держателю, но и личность самого назначенного. Ранее, в феврале, принц Мурки был назначен вторым заместителем премьер-министра – пост традиционно зарезервированный для наследника. Будущее Муркина казалось ясным – после нынешнего наследного принца Салмана он станет королем. Но при дворе немедленно начались интриги с целью это будущее подорвать. Именно поэтому Абдалла счел необходимым создать первого в истории “вице-наследника”.

Данная акция представляется финальной, и принцу Салману, после восшествия на престол, не удастся ее опротестовать и назначить собственного наследника. За несколько дней до публикации декрета король Абдалла обратился в Совет Присяги – клановое собрание, созданное им в 2006 году со специальной целью разрешения вопросов о наследовании. Решение Абдаллы было одобрено тремя четвертями членов Совета. В реалиях Саудовской Аравии речь идет о беспрецедентной демонстрации открытой оппозиции воле монарха – значительная доля влиятельных принцев высказалась против декрета.

Эта оппозиция не берет в расчет умения принца Муркина. Он родился в 1945 году. Он профессиональный военный летчик (пилот F-15, учился в Британии). Он был главой секретной службы (2005-2012) и губернатором провинций Хаиль и Медина. Враги не могут простить единственный, но тяжкий грех: его мать была не законной женой короля Абдуль-Азиза, но простой йеменской рабыней.

Другой сюрприз в отношении данного решения – оно было предано гласности накануне прибытия в КСА Барака Обамы. Некоторые рассматривают данный шаг в качестве жеста неповиновения – Америке говорят, что ее мнение не будет учтено при решении вопроса о престолонаследии. Это, конечно же, неверно. Американцы очень хорошо осознают, что их влияние на внутренние дела КСА равно нулю, и что даже выражение их мнения по данному вопросу будет, как минимум, контр-продуктивным. Американцам пришлось очень долго налаживать отношения с “про-американским” королем Фахдом в 70-х, и у них не было больших проблем с Абдаллой, которого пресса в тех же 70-х провозгласила “анти-американским”.

Также следует отметить, что накануне публикации декрета саудовские социальные сети (в КСА один из наиболее высоких уровней пользования twitter в мире) наполнились сообщениями о неминуемом отречении Абдаллы и о назначении Муркина наследником. Также распространяются упорные слухи о том, что Совет Присяги объявит Салмана неспособным к правлению, что откроет дорогу к престолу Муркину. Американская делегация отметила, что король Абдалла, которому уже за 90 (родился в 1923 году) постоянно носит кислородную маску. По данным американского источника, у него рак и ему осталось жить не более нескольких месяцев. Салману 78 лет, но он совсем плох. Говорят, что у него лейкемия и Альцгеймер. Если ему и суждено взойти на трон, царствование будет коротким. Если он умрет, он станет уже третьим наследным принцем – после Султана и Найефа, которого похоронит долгоиграющий Абдалла.