В то время как внимание правительства Украины сосредоточено на предотвращении попыток России дестабилизировать обстановку на востоке страны, экономическая ситуация продолжает стремительно ухудшатся. В отчаянной попытке остановить инфляцию (ее уровень только в марте составил 3%) и защитить гривну, украинский Центробанк поднял учетную ставку с 6,5% до 9,5%. Также поднята ставка процента по рефинансированию кредитов, обеспеченных украинскими государственными облигациями – с 7,5% до 14,5%.
Эти меры принесли некоторые немедленные плоды (гривна поднялась на 8% по отношению к доллару). Но долгосрочная перспектива остается темной. Ясно только одно – Украина еще больше закручивает монетарные гайки, в условиях крайне неустойчивой экономики (рост ВНП в 2014, по самым оптимистическим прогнозам, оценивается в минус три процента). Гривна на некоторое время укреплена, но простой и всем известный факт заключается в том, что и без того ужасное состояние экономики будет только ухудшатся.
Центробанк был вынужден принять эти отчаянные меры, наблюдая свободное падение стоимости национальной валюты на протяжении всего прошлого года (гривна потеряла 35% относительно доллара) Гривна – наихудшая валюта 2014 года. График демонстрирует ужасающий масштаб и скорость последнего падения.
Перед Украиной также стоят гигантские проблемы выплаты долгов – в долларах и другой иностранной валюте. Несмотря на то, что в свое время это не привлекло внимания, в соглашении о покупке Россией государственных облигаций Украины на сумму 3 миллиарда долларов в конце 2013 года есть ловушка. Одно из его положений предусматривает, что общий объем гарантированного государством долга Украины не может превышать 60% от ВНП. Если это условие нарушено, у России есть юридическое право потребовать возвращения долгов на ускоренной основе. Учитывая ужасное состояние украинской экономики, чрезвычайно слабые государственные финансы, это означает только одно – Россия может реально форсировать украинский дефолт.
Расчеты показывают, что в текущем году Украина может не достигнуть такого уровня государственного долга – но может и достигнуть. Допуск на погрешность относительно мал, и комбинация ослабленной гривны и нарастающего дефицита могут легко пробить этот лимит. Учитывая постоянную негативную траекторию украинской экономики и тот факт, что каждый из предыдущих прогнозов приходилось понижать, можно поставить на то, что все обернется гораздо хуже, чем показывают нынешние расчеты. Принимая во внимание крайнюю агрессивность России на всех прочих фронтах, очень трудно представить себе ситуацию, в которой Россия не воспользуется эти долговым рычагом на полную мощность.
Единственной причиной того, что взрыв до сих пор не произошел является пакет помощи объемом в 18 миллиардов долларов, обещанный МВФ и дополнительная помощь в объеме 9 миллиардов долларов, обещанная ЕС и США. Такая помощь отчаянно необходима и, очевидно, даст украинскому правительству возможность удержаться на плаву. Проблема, однако, заключается в том, что экономические нужды Украины не являются некоей статичной величиной, и изменяются в зависимости от экономической перспективы. А экономическая перспектива чернеет с каждым днем, и потому и без того огромные инвестиционные нужды Украины увеличиваются пропорционально. Весьма вероятно, что будет получена и дополнительная помощь, но в сложившейся ситуации она должна прийти по настоящему быстро.
У России всегда была возможность принести экономический хаос в Украину. Именно поэтому Запад должен проявлять большую осторожность относительно программы Eastern Partnership и усилий по инкорпорации Украины в европейские организации. В ретроспективе вся затея с попыткой подписания соглашения об ассоциации выглядит безрассудной азартной игрой, в которой никто не задумывался о ставках. Но теперь, когда перчатки сняты, когда Россия и Запад в открытом бою за будущее украинской траектории, Брюссель и Вашингтон должны гарантировать то, что украинская экономика не провалится в пропасть. И это потребует куда более щедрые ( и рискованные) пакеты финансовой помощи. Единственной альтернативой этому является взрыв украинской экономики. По всем гуманитарным, экономическим и политическим меркам это будет катастрофой.
Mark Adomanis. Ukraine’s Economy Is Nearing Collapse. Forbes 15.04.2014