Иранский эндшпиль в Сирии

22 марта египетский министр иностранных дел Набиль Фахми встретился в Бейруте с ливанским министром промышленности Хуссейном Хадж Хассан. Хассан, кроме того, что занимает должность министра, также является представителем “Хизбаллы” в правительстве. “Хизбалла” не просто влияет на политику правительства Ливана – он весьма успешно воюет в Сирии – вместе с иранским спецназом и иракскими шиитскими милициями.

Последние наступления в районе Алеппо, Хомса и Каламун представлены лидерами “Хизбаллы” в качестве шагов на пути к победе. Генеральный секретарь “Хизбаллы” Хассан Насралла теперь уверен в том, что “опасности падения сирийского режима более не существует”.

Его заместитель Наим Кассим говорит: “В Сирии есть практическая реальность, с которой Западу придется иметь дело – с этой реальностью, а не с пожеланиями и мечтами, которые оказались фальшивыми”. Кассим утверждает, что Запад теперь должен выбирать – “или достигнуть взаимопонимания с Асадом, или держать этот конфликт с президентом Асадом открытым, при том, что президент Асад в конфликте побеждает”.

Это большие слова, но на местах все не так розово, как в речах лидеров “Хизбаллы”. Все стороны обильно оплачивают кровью и деньгами свою роль в конфликте. Это относится и к “Хизбалле”, и к Ливану, который медленно, но уверенно проваливается в сирийскую войну. Это также верно в отношении иранских кукловодов, вынужденных финансировать не только шиитские милиции, но и нужду самого сирийского правительства – например, полностью покрывать его расходы на топливо.

Само сирийское правительство – в ужасном состоянии после трех лет войны, и находится в сильнейшей зависимости от иностранной поддержки и неуправляемых сектанстких милиций. Армия не может предпринимать решительных наступлений – несмотря на явное военное преимущество. Частично это объясняется серьезной нехваткой личного состава, дезертирством, сектантской поляризацией и территориальными потерями. Картина сейчас выглядит так, что у Асада нет достаточно солдат и ресурсов для того, чтобы отвоевать и стабилизировать страну. Более вероятно, что ему удастся укрепить “полезную Сирию” – прибрежные районы, зону вдоль ливанской границы, Дамаск, Алеппо и главные города западной, восточной и южной Сирии, а также восстановить контроль над ключевой энергетической инфраструктурой. Но это не закончит войну.

Сегодня, наиболее реалистичным способом стабилизации Сирии – с Асадом или без него является попытка иностранных государств заключить серию сделок , которая сможет привлечь достаточное количество влиятельных действующих лиц с обеих сторон. Они могут затушить, замять боевые действия, изолировать бастионы радикалов, и затем попытаться консолидировать страну на условиях политического – официального или неофициального соглашения, принципом которого будет – живи и дай жить другому. Лидеры “Хизбаллы”, рожденной в результате 15-летней гражданской войны, несомненно осознают это. Вопрос в том, понимают ли это их иранские патроны.