Помимо политических инициатив, цель которых – найти дипломатический выход из создавшейся ситуации, помимо санкций, которые должны давить на российское руководство, существует военная динамика, которая сама по себе становится все более тревожной и настойчивой. Российское развертывание – около 50 тысяч солдат – описано диаграммой на рис.1. Украинское развертывание описано в рис.2. Эти данные уже устарели, так как известно, что украинцы занимают позиции на востоке, перебрасывая туда части с запада. Они это делают скрытно, и на момент написания данного материала их позиции определить было трудно.
Из этих двух диаграмм становятся очевидными несколько трендов. На рис.1 наиболее значительными являются группы войск Климово, Льгов, Белгород и , возможно, Полесье. Эти группы стоят напротив Киева и регионов к востоку от украинской столицы. Из-за этого украинцы вынуждены держать здесь значительные силы, что препятствует их переброске на восток. Войсковые группировки Таганрог и Ростов – также важные соединения, которые потенциально могут открыть сухопутный коридор в Крым к северу от Азова. Подобный коридор будет иметь куда большое значение в области логистики и транспорта чем хилая паромная переправа в Керчь.
Украинская армия насчитывает около 70 тысяч человек, но она плохо вооружена и испытывает проблемы с мобилизацией. В случае военного столкновения, ее формирования будут уступать русским и в количестве солдат, и, определенно, в огневой мощи. Украинцы не в состоянии перебросить большое количество солдат на восток быстро, и возможность их маневра ограничена.
Наиболее важно – российские подразделения на рис.1 находятся в состоянии полной боевой готовности, и это состояние можно поддерживать только в течение ограниченного периода времени. В составе войсковых групп развернуты подразделения электронной войны и, характерно, полевые госпиталя. Командующий НАТО в Европе генерал Бридлав считает, что им потребуется 3-5 дней боевых действий для того, чтобы выполнить начальные задачи, в случае проведения ограниченной операции.