Сотрудничество российской армии и бундесвера стало реальностью всего несколько нет назад. До 2010 речь шла лишь о спорадических контактах. Когда Россия начала военную реформу, руководство бундесвера проявило к ней большой интерес. Во время визита командующего российскими сухопутными силами в Берлин в феврале 2011 он был принят его германским коллегой, генеральным инспектором бундесвера, со всеми соответствующими военными почестями. Вместе они проинспектировали учебный центр в Летцлингер Хайде.
Визит проходил на фоне “перезагрузки” отношений России и Запада после избрания президентом Дмитрия Медведева. Уже летом 2011 Rheinmetall получил контракт на строительство учебного центра в Мулино.
В сентябре 2013 шесть военнослужащих бундесвера наблюдали за первым тестом учебного центра в Мулино. В этот же период в Германии побывала делегация российских военных.
Из-за крымского кризиса вся эта активность остановилась. Никто не знает, состоится ли запланированный визит генерального инспектора бундесвера в Москву. В министерстве обороны говорят, что любые связи с российской армией теперь будут “пересмотрены”.
В Дюссельдорфе представители Rheinmetall, однако, не высказывают никаких признаков беспокойства. Они обещают “своевременную сдачу объекта в эксплуатацию”.
До самого последнего времени германская военная индустрия видела в России свое блестящее будущее, богатые заказы и процветание. Для Rheinmetall контракт в Мулино имел “стратегическое значение”: “Германская военная технология впервые получила масштабный доступ на российский рынок”. Контракт также создавал “хорошие перспективы для сотрудничества в будущем”.
Мулино – прекрасный пример того, насколько абсурдным и опасным может оказаться подобного рода “высокодоходный проект”. Для того, чтобы продемонстрировать это, потребовался лишь небольшой исторический всплеск. И после этого проект был остановлен политиками. Оборонные компании сами на такое не способны – это не прописано в их генном коде.
Peter Dausendю Rumballern mit Russen. Bundeswehr und deutsche Industrie bauen ein modernes Trainingszentrum für die russische Armee. Die Zeit, 29. März 2014