Сотни тысяч советских и российских мужчин прошли через знаменитые учебки полигона Мулино, в Горьковской области. Полигон является крупнейшим в Европе. В Мулино дислоцирована 20-я артиллерийская учебная дивизия, на протяжении нескольких десятилетий готовящая младший командный состав для артиллерийских подразделений вооруженных сил.
Газета Die Zeit опубликовала любопытные подробности крупного оборонного контракта, который должен был превратить Мулино в самый совершенный и современный военно-учебный центр в мире.
Журналист Zeit в шутку называет Мулино “убийцей разговоров”. После того, как это слова срывается с языка, офицеры бундесвера каменеют и бормочут: “Об этом я говорить не буду”. Представители германского ВПК наотрез отказываются говорить о Мулино и требуют представить запрос в официальном виде. Немцы не хотят признать, что германская индустрия могла помочь русскому вторжению в Украину. И все же это так.
До самого последнего момента дюссельдорфская оборонная компания Rheinmetall строила военно-тренировочный центр в Мулино ( по сведениям российской прессы. центр в сентябре 2013 был готов на 70%). Людям Дюссельдорфа этот контракт должен был принести 100 миллионов евро. По данным Rheinmetall, речь идет о наиболее совершенном тренировочном центре в мире, оснащенном передовыми технологиями симуляции боя, через который каждый год должны были проходить 30 тысяч солдат. Бундесвер поддерживает проект группами своими экспертов. Но тут случилось странное, противоестественное совпадение: Россия аннексировала Крым и сконцентрировала свои войска на границе Восточной Украины. Германия протестует и грозит санкциями – и оптимизирует российскую армию.
Центр в Мулино создавался по германской модели: центр боевой подготовки бундесвера в Летцлингер Хайде в Саксонии. Этот центр был также построен и оснащен Rheinmetall. Здесь солдаты проходят двухнедельный курс подготовки, в условиях, максимально приближенных к боевым. Отрабатываются любые виды боя , вплоть до танкового боя. Лазер заменяет боевую амуницию. Солдат оснащают суперсовременной технологией симуляции. Если танк поражен, то наглядно виден не только ущерб причиненный танку, но и тяжесть ранений экипажа. В центре управления и оценки все бои записываются и отслеживаются на мониторах. Рассматриваются фотографии критических моментов сражений, и все оценивается.
Подобные высокотехнологичные упражнения гораздо эффективнее и ближе к реальному бою, чем традиционные техники вчерашнего дня – с их заранее определенными траекториями. Анализ видео также дает куда больше, чем традиционный “разбор полетов”. Также следует учитывать то, что тренировочный центр Мулино – на 13 лет младше своего германского образца. За это время технологии развились еще больше. Большая часть курса обучения проходит в “виртуальном танке”. Это стоит дешевле. Германия не только помогает русской армии улучшить свои возможности. Германия также помогает экономить ей деньги.