Господин Путин в своей победной речи по Крыму поспешил поблагодарить китайское политбюро за якобы оказанную поддержку. Министр иностранных дел Сергей Лавров , с присущей ему эластичностью сообщил о “совпадающих оценках России и Китая ситуации на Украине”.
Это, конечно же, отчаянная ложь. Китай не стоял за Россией во время голосования по Крыму в Совете Безопасности, как это было в случае с Сирией. Он демонстративно воздержался. Его министерство иностранных дел заявило, что “Китай всегда придерживается принципов невмешательства во внутренние дела любого государства и уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины”.
Мы не знаем точно, что сказал Си Цзиньпин во время встречи с президентом Обамой в Гааге, но то, что он сказал, не имеет ничего общего с сумасшедшими оценками Кремля. Заместитель советника по национальной безопасности США Бен Родс восхищен ходом этих переговоров, и после них утверждал, что Россия более не может полагаться на “традиционного союзника”.
Если это так, то господина Путина облапошили. Ему не удастся избежать финансового удушения американскими финансовыми мускулами – и в случае если он пошлет солдат в Восточную Украину, и в случае если он просто ограничится раздуванием там хаоса, с помощью российских агентов-провокаторов.
Нет у него надежд и на то, что удастся смешать все карты Западу, создав с Китаем Евразийский блок – лигу авторитарных режимов, контролирующую гигантские запасы природных ресурсов. Подобный исход – обсессия “шпенглеритов”, самоненавистников Запада, уверенных в ом, что с Америкой покончено, и что доллар будет заменен на евразийский золотой дукат.
Реальность в том, что Китай постоянно и неустанно разрушает монополию России на контроль над газовыми запасами Средней Азии. Туркменский газ всегда шел на север, и был заложником ценовой политики Газпрома. Теперь он идет на восток. Президент Си самолично явился в сентябре 2013 на открытие 1800-км газопровода в Китай с месторождения Галкиниш, второго по объемам в мире (26 триллионов кубометров).
По газопроводу будет поставляться до 62 миллиардов кубометров газа в год. Это – половина того, что Газпром поставляет Европе. То же самое происходит в Казахстане, где китайские компании установили контроль над большей частью энергетической индустрии. Происходящее едко описано в серии дипломатических телеграмм из Средней Азии, опубликованных Wikileaks. Британский дипломат в 2010 сообщает, что русские ” с болью” наблюдает за тем, как их энергетическое доминирование в Средней Азии испаряется.
Еще более открывает глаза на происходящее телеграмма , в которой цитируется посол КНР в Казахстане Джень Гуопин. Он предупреждает, что Китай и Россия идут курсом, ведущим к столкновению, и той стороной, которая уступит, будет не Китай. Посол заявил: “В будущем, отношения между великими державами в Средней Азии будут деликатными и сложными. Новые нефте и газопроводы разрушают российскую монополию на энергетический экспорт”.
Господин Джень не только позитивно оценил американскую роль в регионе, но и выразил мнение о том, что НАТО должно принять участие в качестве наблюдателя на переговорах Шанхайской Организации Сотрудничества – предполагаемый российско-китайский ответ на ось ЕС/НАТО – с целью “разрушить российскую монополию в регионе”.
Ось- СССР/Китай – была одним из излюбленных пугал в 60-х. Генри Киссинджер, однако, видел, что две враждебные культуры – на ножах на всем протяжении их границы. Как метко выразился в 2006 Акихеро Ивасита – “Четыре тысячи километров проблем”.