Земля, Власть и Криминал в Крыму

Кто контролирует? – В реальности, никто

Все, с кем мы встречались, жаловались на потерю контроля Киевом и ослабление центральной власти. Мы это слышали даже от самого Москаля, которого многие считают эффективным посредником в разрешении конфликтов. По словам Литвиненко, главы департамента Совета Национальной Безопасности, лишь 18% задач, поставленных президентским указом о Крыму в феврале, выполнены на настоящий момент. Возникший вакуум лишь частично заполняется крымскими властями, в особенности после выборов 26 марта, в результате которых в крымском парламенте оказался ряд лиц с сомнительным прошлым. Исходя из этого, местные советы в соей деятельности руководствуются исключительно собственными интересами.

В настоящий момент следующие крымские политики грызутся за власть: Анатолий Гриценко, спикер крымской Рады и лидер крымского отделения Партии Регионов, Александр Мельник, лидер популярной криминальной банды, и пришельцы из Донецка во главе с членом Рады Пригородским, человеком финансиста Партии Регионов Рината Ахметова.

Криминальные авторитеты всплывают из прошлого

Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко породил большой скандал в прессе, устроив пресс-конференцию 16 февраля, на которой он назвал имена десятков кандидатов на местных выборах, замаранных криминальным прошлым. Общее количество бывших осужденных и лиц, подозреваемых в связях с криминальным миром исчислялось сотнями. На первом месте в этом сомнительном списке почета был блок “За Союз”, за ним следовала Партия Регионов, которая выставляла кандидатов совместно с Русским Блоком. Немедленно после того, как Лилия Буджурова опубликовала списки Луценко в газете “Первая Крымская” ее дом был подожжен. К счастью, ее мать во время увидела огонь и все успели спастись.

Москаль, человек, которого многие считают организатором жесткой анти-криминальной кампании 1997-98 годов возлагает всю ответственность за возврат уголовников в политику на Партию Регионов, вместе с блоком Куницина и Витренко (коммунисты). Эти политики включили в избирательные списки своих партий многих бандитов. Гриценко получает деньги напрямую от двух главных криминальных боссов Крыма – Александра Мельника и Игоря Лукашева. Депутаты украинской Рады от Партии Регионов настояли на том, чтобы Мельник был освобожден из под стражи после того как его арестовали 29 сентября. Мельник немедленно бежал в Москву.

Буджурова, в свою очередь, возлагает часть вины на избирателей: “Мы опубликовали списки преступников, но за них все равно проголосовали” (Из 100 мест в крымской раде “За Януковича” получили 44 места, Блок Куницина 12 и “За Союз” – 10″). Три самых знаменитых криминальных авторитета были избраны: Мельник (Партия Регионов), Лукашев (“Партия Регионов”) и Рувим Аронов (Блок Куницина). Стоит отметить, что эти гангстеры фундаментально отличаются от бандитов, заправлявших в Крыму в 90-е – большинство из них либо в тюрьме, либо мертвы, либо в подполье. В отличие от крутых парней в триконах и с кобурой подмышкой, новая преступность проникла и в легальный бизнес, и во власть.

Луценко сообщил на встрече с американским послом о том, что он шокирован отказом генерального прокурора выдвинуть уголовные обвинения против Мельника. Мельник в 90-х руководил бандой Сейлим, на счету которой 52 заказных убийства – журналиста, 2 милиционеров, 30 бизнесменов и 15 конкурентов. Украинским властям удалось заманить Мельника в Крым, где он был арестован. Прокуратура, однако, никаких действий не предприняла, и после давления депутатов Партии Регионов он был освобожден и немедленно бежал в Москву. Следует отметить что сестра Мельника Светлана Верба – министр экономики Крыма. А Игорь Лукашев – глава финансового комитета крымской Рады, известен под кличкой “Кошелек” и был ответственным за финансовые вопросы в банде Сейлим.

Замыкает троицу Рувим Аронов. Сейчас он в бегах, в Израиле. Заместитель министра внутренних дел Евдокимов 15 августа сообщил репортерам о том, что Аронов был одним из лидеров банды “Башмаки”. Банда в 1991-2005 работала в Крыму, Запорожье, Харькове и Киеве. На ее счету 50 убийств и 8 похищений.

Луценко, до того, как его отправили в отставку 1 декабря, заявило Послу, что с момента победы на выборах Партии Регионов наблюдается усиление криминальной волны – после 18 месяцев относительного затишья под двумя “оранжевыми” правительствами. МВД, по словам Луценко – в состоянии войны с прокуратурой, отказывающейся возбуждать дела против известных авторитетов, таких, как Мельник и Владимир Щербан (вернулся в Украину в результате добровольной депортации из США). Луценко говорит: “Отказ прокуратуры возбуждать дела воспринят как сигнал криминалу – сигнал того, что он может вернуться на Украину и заключать сделку за сделкой с властями, зная о своей абсолютной безнаказанности”.