Земля, Власть и Криминал в Крыму

Отстраненные от процесса перераспределения и присвоения земель, татары организовали концентрированное организованное усилие по захвату земель 27 марта – после выборов в местные органы власти. Кампания весьма напоминала то, что было устроено в 90-х, когда около 150 тысяч сквоттеров захватили земли примерно в 300 районах. Татары начли строить простые однокомнатные хижины в окрестностях Симферополя, Бахчисарая и в других местах. Всего были построены незаконные поселки в 56 районах. К татарам присоединились разочаровавшиеся во властях славяне, и самозахват превратился в основную тему крымской прессы. За 8 месяцев 2006 года примерно 15 тысяч сквоттеров захватили земли.

В то время как права собственности на захваченную землю могут оспариваться, построенные на ней хижины считаются частной собственностью и не могут быть снесены без выплаты компенсации. Еще одна дырка в законодательстве позволяет сквоттерам приватизировать землю через определенный период времени. Ведущий крымский журналист Лилия Буджурова во время недавних теледебатов сообщила о своих первоначальных опасениях того, что самозахваты обострят этническое противостояние между татарами и славянами и усилят анти-татарские настроения. На деле произошло нечто неожиданное – число славянских сквоттеров постоянно растет.

Многие наблюдатели, вслед за Буджуровой, повторяют – на местном уровне отношения между татарами и славянами продолжают оставаться хорошими, несмотря на накал политической риторики. Лидер крымских татар Мустафа Джемилев и его оппонент Надир Бекир обвинили лидера Русского Блока Олега Радивилова в превращении экономического конфликта, в центре которого вопрос о месторасположении открытого рынка в Бахчисарае в конфликт политический. Радивилов получает доходы от контроля за этим рынком, расположенным на историческом татарском кладбище. Он отказывается выполнять судебные постановления об очистке кладбища. Он послал примерно 500 членов Русского Блока и казаков 12 августа, и они атаковали собравшихся у кладбища татар. Последовавшая вспышка серьезного насилия вынудила власти перевести рынок в другое место. Радивилов сохранил контроль над доходами, и теперь использует легенды о произошедшем в качестве одного из орудий вербовки сторонников.

Радивилов и про-российские группы – Русский Блок, Прорыв и Евразийский Союз Молодежи грозят применением “бахчисарайских методов” для разрешения ряда конфликтных ситуаций и разжигания анти-татарских настроений. Евразийский Союз позвонил на крымское ТВ и угрожал сжечь всех сквоттеров в течение недели. Депутатов от коммунистов Грач составил проект закона, по которому сквоттерство признается нелегальным, что может повлечь за собой массовые аресты татар. В то же время, активист Майдан-Крым Ян Синицин указывает на то, что пропагандистские упражнения евразийцев и Русского Блока, направленные против самозахвата татар полностью упускают из виду Деребан – захват сотен гектаров куда более ценных земель.

Про-российские силы стараются поддерживать постоянный уровень межэтнического напряжения по политическим причинам – так утверждает лидер татарской общины Бахчисарая Ахтем Чийгоз. Как только разрешился конфликт с рынком/кладбищем, возник новый – контролируемый Московским Патриархатом Успенский монастырь, воспользовавшись сомнительным решением суда, попытался ограничить доступ к тропе, ведущей через узкую долину мимо монастыря к Дворцу Хана в Бахчисарае. Этот конфликт возник немедленно после еще одного – когда Патриархат пытался построить монастырь на еще одном татарском кладбище. Только вмешательство Геннадия Москаля – личного представителя президента Ющенко, помогла в разрешении проблемы – монастырь решили строить на соседнем холме.