UKRAINE: LAND, POWER, AND CRIMINALITY IN CRIMEA
References 06KYIV4489
Посольство США в Киеве 17 декабря 2006
Поскольку наиболее ценным активом в Крыму является средиземноморский климат его побережья, привлекающий семь миллионов туристов в год, не удивляет что земля – собственность, доступ и продажа – является самой горячей проблемой полуострова. В этом есть не только экономический, но и острый социально-политический компонент. С момента возвращения 300 тысяч татар из среднеазиатского изгнания не был разработан легальный механизм, а соответственно и не существует надежды на возвращение той собственности, которую они контролировали до 1944 года. Также следует учитывать внешнеполитический аспект. Россия и Украина все еще борются за права на значительные земельные ресурсы, ранее принадлежавшие советскому Черноморскому Флоту. Речь идет не только о Севастополе, но о множестве объектов, разбросанных по всему полуострову. Украинцы требуют, чтобы недвижимость (например маяки и т.п.) – объекты, не перечисленными в соглашение об аренде базы ЧФ, были немедленно переданы им в собственность. Они также требуют, чтобы ЧФ немедленно прекратил сдачу принадлежащих ему объектов в аренду.
Украинский земельные кодекс дает местным советам право принимать решение о передаче земли в постоянное пользование, аренду или продажу. В Крыму все еще нет земельного кадастра. Попытка создать таковой после Оранжевой Революции провалилась, столкнувшись с сопротивлением на местах. По данным главы департамента Украинского Совета Национальной Безопасности и Обороны Олександра Литвиненко, лишь 4,7% наиболее ценной земли Крыма – в прибрежной полосе занесена в реестры. Отсутствие единого регистра земель создает свободу действий для местных советов, и тех, кто может воспользоваться возможностями и нажиться на непрозрачных сделках. По данным крымских журналистов, речь идет в первую очередь о родственниках власть имущих, богачах и преступниках. Различные категории резидентов и вернувшихся имеют теоретическое право на землю/квартиру. Реальность от этого весьма отличается и характеризуется многолетними и многоуровневыми очередями на квартиру, теневыми сделками и непонятными “подарками” богатым и блатным.
Земельные скандалы – регулярная рубрика в крымской прессе. Во время нашего визита 20-22 ноября газеты были наполнены подробностями продажи 6 гектаров земли, принадлежавших детскому туберкулезному санаторию в Алупке. Юные пациенты теперь на многие годы вперед обеспечены строительной пылью и шумом, и практически лишены площадей для активности на открытом воздухе. Одновременно в Киеве был арестован российский бизнесмен Максим Курочкин. Он пытался, с помощью вооруженной силы, поставить под свой контроль несколько гектаров заповедника в районе Ялты. Он же является основателем “Русского Клуба” – скандально известно псевдоисследовательского центра, открыто занимавшегося про-российской пропагандой во время президентской кампании 2004.
Незаконные захваты: Деребан, Рейдерство, Самозахваты
Крымские татары быстро осознали, что они не будут в состоянии получить обратно ценные земли, которыми владели их предки до 1944 года. Та ленкость, с которой посол РФ на Украине Виктор Черномырдин и российский миллиардер Александр Лебедев получили собственность на пляжах Алушты, в то время как татары годами ждут разрешения земельных вопросов в гораздо менее престижных местах -источник постоянного раздражения.
Процесс приобретения/присвоения земель известен на русском как Деребан – и является ключом к пониманию того, что происходит в Крыму, утверждают многие наблюдатели. Когда Юлия Тимошенко в 2006 потребовала пересмотра трех тысяч сделок по приватизации эпохи Кучмы, она имела в виду прежде всего не предприятия, а именно такие инсайдерские сделки в Крыму. Бывший генеральный прокурор Пискун сообщил нам, что во многих случаях речь идет о землях заповедников. Сопутствующей акцией является так называемое рейдерство – захват земли с помощью грубой силы – и после соответствующего решения симпатизирующего/купленного суда. Прокуратура Крыма обвиняет местных казаков в активном рейдерстве против компаний на всем полуострове.