Например, уже сейчас возникает подозрение, что подобная стратегия «Батьківщини» привела к амбивалентному результату, так как вследствие своего официального сотрудничества с Тягнибоком она, возможно, потеряла некоторый процент собственных избирателей. В своей предвыборной кампании лидеры всей Объединенной оппозиции – как, впрочем, и десятки демократически на-строенных украинских журналистов – сделали многое для того, чтобы обелить прежний околофашистский имидж социал-националистов.
«Свобода», не в последнюю очередь благодаря своему стабильному альянсу с «Батьківщиной», крупнейшей демократической партией Украины, за последний год значительно улучшила свою репутацию у многих украинцев – явление, которое отличает «Свободу» от остальных праворадикальных партий Европы.
Особенность № 4: Различная мотивация избирателей «Свободы»
Последняя особенность партии «Свобода» – это некогерентный круг избирателей украинских правых экстремистов на последних парламентских выборах. Сегодня еще нет детальных аналитических работ по этому вопросу. Поэтому здесь можно выдвинуть пока лишь предварительную гипотезу о том, что это отличие украин-ского ультранационализма послужило важной причиной значительного расхож-дения большинства предвыборных прогнозов с фактическими результатами пар-тии на выборах осени 2012 г.
Результаты опросов еще за несколько недель до выборов удивляли тем, что круг уже тогда определившихся избирателей «Свободы» был настроен не менее проевропейски, нежели сторонники партий «Батьківщина» и УДАР41. В то время как 65% и 69% избирателей двух демократических партий поддерживали вступ-ление Украины в ЕС, этот показатель у избирателей «Свободы» составил в сен-тябре 2012 64%. В вопросах о вступлении в российско-казахстанский-белорусский Таможенный Союз (против 57% и 47% избирателей «Батьківщины» и УДАРа соответственно и 69% избирателей «Свободы»), а также о вступлении в НАТО (55%, 49% и 42% соответственно против вступление в организацию) даже был выявлен некий разрыв между демократами и ультранационалистами: изби-ратели «Свободы» значительно более скептически относятся к ТС и менее нега-тивно к НАТО, чем избиратели демократических партии.
Видимо, ряд избирателей, проголосовавших за «Свободу», нельзя назвать ксе-нофобами, а часть из них даже не стоит квалифицировать националистами42. Значительная часть поддержавших партию граждан Украины проголосовала за «Свободу» скорее не по идеологическим, а по тактическим или же стратегиче-ским причинам. Для полного анализа ситуации еще не хватает подробных со-циологических исследований прошедших выборов, но уже сейчас находятся свидетельства того, что относительно высокая поддержка радикальных национа-листов в более чем 10% на парламентских выборах далеко превосходит фактиче-ское количество сторонников программы партии «Свобода» среди населения Ук-раины. Так, например, два популярных оппозиционных журналиста, Мустафа Найем и Соня Кошкина, демонстративно заявили перед выборами, что они соби-раются голосовать за «Свободу». Пикантным было при этом то, что Найем не является коренным этническим украинцем, а Кошкина – известная русскогово-рящая журналистка. Тем самым оба журналиста относятся к тем группам насе-ления, против нерегулированного присутствия которых в общественной жизни Украины направлена идеология «Свободы».
Еще более поразительными оказались результаты анализа данных Националь-ного экзит-полла (около 20 тысяч респондентов), проведенного непосредственно после голосования, 28 октября 2012. Согласно этим данным электорат «Свобо-ды» оказался с отрывом самым образованным и городским: 48% опрошенных избирателей «Свободы» указали, что они имеют диплом о высшем образовании, а 47,5% оказались жителями областных столиц. Эти данные значительно выше аналогичных показателей других крупных украинских партий. Такие характери-стики также отличают избирателей «Свободы» от приверженцев националисти-ческих партий в других европейских странах. Развернутая социологическая ап-робация и интерпретация этих особенностей избирательных решений украин-ской интеллигенции еще только начинается. Пока что можно выдвинуть только следующее предварительные объяснения выбору украинцев, которые еще пред-стоит проверить и специфицировать.