СНГ-2. Проект “Крым”

UKRAINE: THE RUSSIA FACTOR IN CRIMEA – UKRAINE’S “SOFT UNDERBELLY”?

Reference id. 06KYIV4489

Крым: встроенный фактор нестабильности

Олександр Литвиненко, шеф отдела законности и внутренних дел Совета Национальной Безопасности и Обороны объяснил нам, почему Крым представляет собой плодородную почву для возмутителей спокойствия. До 70% славянского населения в Крыму – потомки русских переселенцев из России и восточных областей Украины, прибывших на полуостров после депортации крымских татар в 1944. Большинство вновь прибывших относились к беднейшим слоям населения, часто имели криминальное прошлое. Они вселились в дома депортированных. До 1991 практически не существовало каких-либо связей или ориентации на Украину, за исключением болельщиков клуба Динамо-Киев. Начиная с 1990, однако, славянская община столкнулась с наплывом динамичной, хорошо организованной и зачастую хорошо образованной общины крымских татар. Сейчас их около 300 тысяч человек – 10% населения.

После того, как угроза сепаратизма (1994-95) и организованной преступности (1997-98) были успешно разрешены, в Крыму наступил период относительного затишья. Между русскими элитами, татарами и Киевом было достигнуто некое подобие компромисса. Русский фактор сильно почувствовался уже на выборах 2004 – в пользу Януковича и только нарастает с момента Оранжевой Революции 2005. Россия использует как традиционные стереотипы русского мышления, так и ослабление центральной власти после Оранжевой Революции.

В то время как про-российские сантименты в Крыму всегда были сильны, начало систематического, организованного усилия про-российскими группами является относительно новым феноменом. Литвиненко утверждает, что подразделение ГРУ (BSF) занято тем, чтобы в Крыму постоянно сохранялась этническая напряженность и тлел межнациональный конфликт. Москва помогает про-российским группам деньгами, подготовкой информационных кампаний и иногда логистикой – как в случае майских протестов в Феодосии против НАТО. ФСБ, со своей стороны, активно использует неправительственные организации для организации беспорядков.

BSF поддерживает особые связи школой №8, превратившейся в базу про-российской активности. Персонал BSF также связан с возникновением филиала Евразийского Движения. Под контролем BSF находится издательский дом Флаг Родины, активно распространяющий про-россискую, анти-украинскую и анти-татарскую информацию.

“Казаки”, Русская Община в Крыму, Русский Блок

И правительство Украины, и журналисты последовательно идентифицируют Крымский Казачий Союз (ККС) во главе с членом крымской Рады Юрием Черкашиным как единственную наиболее опасную про-российскую силу, вместе с двумя другими союзными организациями. Вышестоящим объединением является организация Русская Община в Крыму во главе с Сергеем Цековым. РОК, в свою очередь, тесно сотрудничает с Русским Блоком Олега Родивилова. Журналист Радио Свобода Ленур Юнусов сообщил, что Родивилов открыто признался ему в том, что получает деньги из Москвы.

Военизированные формирования ККС оперируют в каждом районе, они хорошо оснащены средствами связи и оружием – благодаря бизнесу в сфере безопасности, организованному в 90-х. На своей форме они носят нашивки с российским флагом. ККС насчитывает несколько тысяч человек. Под его крылом действует ряд криминальных банд, которые в последнее время проявляют себя все более открыто.