Израиль и политика в южной Сирии

Режим также пытается не допустить участия друзской общине в войне. Друзы сосредоточены, в основном, в Джебель Друз, к востоку от Дераа. Община может сыграть главную роль в определении будущего региона. В настоящий момент друзы выжидают – прояснения перспектив выживания Асада. Исторически, однако, друзы имели крепкие связи со двором Хашимитов в Аммане, а легендарный израильский генерал Игаль Алон рассматривал их в качестве будущих естественных союзников Еврейского государства.

Следует отметить общность интересов Иордании и Израиля в южной Сирии. Король Абдалла не менее израильтян обеспокоен перспективой появления на границе боевиков Аль-Каиды.В соответствии с этим, Амман культивирует коллекцию местных милиций вдоль протяженной границы с Сирией, пользуясь тем, что обитатели многие обитатели южной Сирии и северной Иордании, на деле, принадлежат к одним и тем же племенам. Есть также много сообщений о том, что иорданские власти организовали секретный штаб в Аммане, в котором действия мятежников управляются при помощи западных и саудовских советников. Все эти сообщения опровергаются Иорданией. Если доклады верны, то роль Израиля может оказаться вспомогательной, и не факт, что он координирует свои действия с иорданским предприятием.

Скорее всего, неспособность джихадистов установить свою гегемонию на юге объясняется не израильскими или иорданскими усилиями, но их занятостью на севере, где они воюют не только с Асадом, но и друг с другом. Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Джабхат ан-Нусра и Исламское Государство Сирия и Ирак чрезвычайно укрепились в последнее время. По данным израильской разведки, в их рядах насчитывается 40 тысяч боевиков. Их совместная попытка установления гегемонии на юге окажется главным тестом для местных милиций, которым еще никто по-настоящему не бросал вызова. В этом случае и Иордании, и Израилю придется решать — могут ли они сидеть сложа руки наблюдать, как Аль-Каида укрепляется у них под боком.

Таким образом, предотвращение распространения экстремистских исламистских групп на юг становится главным приоритетом Израиля в сирийском конфликте. В случае, если Аль-Каида возьмет под свой контроль зону, граничащую с Иорданией и Израилем возникнет новая террористическая угроза, и сирийское кровопролитие перекинется на соседей. Подобное развитие приведет к тому, что Аль-Каида будет господствовать на огромной территории — от Багдада до южной Сирии. Говоря другими словами, организация достигнет своей давней цели — фронта с Израилем.

Ehud Yaari Israel’s Growing Role in Southern Syria. Washington Institute, January 29, 2014