Сирийская армия и “Хизбалла” готовятся к взятию Ябруда – последнего бастиона мятежников в Каламун.
Джемми Детмер опубликовал в Daily Beast обширную статью на эту тему – после посещения Бекаа и бесед с лидерами “Хизбаллы”.
“Хизбалла” заявляет, что решительная схватка за Ябруд “начнется в ближайшие дни”. Ябруд находится в 70 км к северу от Дамаска, и является основным плацдармом для организации атак против “Хизбаллы” в Ливане – и в Хермеле, и в Бейруте.
“Хизбалла” ожидает, что битва за Ябруд будет более кровавой чем трехнедельное сражение за эль-Ксейр летом минувшего года.
Взятие эль-Ксейр стало символом поворота в сирийской войне, подняло мораль армии, и за ним последовала серия успехов, изменивших военный баланс в Сирии.
Битва за эль-Ксейр также привела войну в Ливан – атаки против “Хизбаллы” пообещали не только джихадисты, но и глава ССА Селим Идрисс.
Представитель “Хизбаллы” заявил Детмеру: “Скоро начнется серьезная битва за Ябруд. Это вопрос нескольких дней”.
По сведениям “Хизбаллы” и ливанских служб безопасности, заминированные автомобили, использовавшиеся во всех громких терактах последнего времени – в том, числе, против иранского посольства в ноябре прошлого года, прошли через Ябруд.
Автомобили, украденные или купленные в Бекаа, перегонялись в Ябруд, где их набивали взрывчаткой. Их переправляли обратно в Ливан через суннитский город Арсаль – в 15 минутах езды от шиитского бастиона Хермель. Теракты осуществлялись Бригадами Абдуллы Аззама, Джабхат ан-Нусра и ISIS.
Для “Хизбаллы” развернутая против Ливана террористическая компания представляет немалую угрозу и знаменует крах легенды о “защитнике Ливана” и “защитнике шиитов”. Предупреждения суннитских критиков “Хизбаллы” о том, что ее интервенция в Сирии приведет к втягиванию в войну Ливана сбываются. “Хизбалла” пытается противопоставить этим обвинениям довод о том, что с экстремистскими группами все равно пришлось бы столкнуться – рано или поздно.
Собеседник Детмера говорит: “Представьте, не было бы битвы за эль-Ксейр – здесь сейчас взрывалось бы больше бомбы и ракет”.
“Хизбалла” предполагает, что взятие Ябруда окажется куда более сложной задачей, чем штурм эль-Ксейр. В Ябруде собрались закаленные в боях джихадисты. Мятежники хорошо укрепились в городе – у них на это было несколько недель. Представитель “Хизбаллы” говорит: “У них много снайперов. И домов в Ябруд больше, чем в эль-Ксейр”.
Сирийская армия планировала начать операцию еще в начале декабря – таким образом горный район Каламун – 70 км в длину и 40 в ширину. на север от пригородов Дамаска к ливанской границе и Хомсу, был бы очищен еще в прошлом году. Но враги Асада неожиданно атаковали индустриальный город Адра, к северу от Дамаска, и армия была отвлечена в этот район.
Сами мятежники признают, что потеря Ябруда станет для них катастрофой. Детмер встретился в госпитале Арсаля с боевиком Алайном из Ябруда. По его словам, в Ябруде множество бойцов – джихадистов, исламистов и ССА, и, в отличие от севера страны, они между собой не воюют: “Все сотрудничают с джихадистами”.
Алайн предупреждает: “Если Ябруд падет, война придет сюда, в Бекаа. Мятежникам просто некуда больше отступать. Конечно, битва против Асада и “Хизбаллы” должна идти в Сирии. Но это – единственное место куда можно бежать из Ябруда”.
“Хизбалла” осознает, что взятие Ябруда влечет риски для Бекаа. Ее представитель утверждает, что “Хизбалла” не будет в авангарде атаки, как это было в эль-Ксейр: “Мы предоставим логистику, разведанные, выполним некоторые другие роли”. В то же время, “Хизбалла” клянется не повторить ошибок эль-Ксейр, и обещает, что не даст мятежникам уйти: “Это было ошибкой, что им позволили уйти. Мы позволили многим уйти через границу в Аккар. В этот раз мы этого не допустим. Мы не допустим, чтобы они пришли сюда. У нас нет проблем со спасающимися гражданскими, и мы не будем убивать пленных и дезертиров, но вооруженные боевики будут остановлены”.