Аятолле Хомейни, несомненно, поклонялось множество шиитов – религиозных деятелей и мирян. Он был их кумиром в качестве человека, которому удалось свергнуть тиранический режим. Несмотря на все его усилия, Хомейни, однако, не удалось добиться статуса транснационального марджа, и в своем религиозном влиянии он никогда не приблизился Абу Касему Хойи, который был главным марджа Наджафа в 1970-1992. Он оставался самым популярным шиитским проповедником, несмотря на ограничения, наложенные баасистским режимом.
Хойи, и последовавший за ним Али Систсани, который является главным ученым Наджафа по сей день, отвергли некоторые важные идеи Хомейни, наиболее явно – доктрину велайят э-факих, которая является теоретическим основанием исламской республики, и которая постановляет, что исламское государство должно управляться муджтахидом (у шиитов – исламский богослов, имеющий право выносить фатвы). Данная концепция идет против религиозных понятий шиитского мэйнстрима о государстве и правительстве. Традиционный шиизм готов принять любую форму правления, если режим не мешает шиитам практиковать их религию. Поэтому Али ас-Систани совершенно определенно заявил, что демократия является вполне легитимной формой правления, и не претендует ни на какую роль для религиозных ученых в пост-саддмаовском Ираке. Он даже призывает политических лидеров, носящих тюрбан отказываться от министерских портфелей. С его точки зрения, и с точки зрения многих его коллег, участие в политике лишь наносит вред вере и религиозным институтам.
Этот взгляд разделяют далеко за пределами Наджафа, даже в самом Куме, где Хомейни было трудно найти поддержку среди высокопоставленных ученых. Поэтому ему пришлось назначить своим преемником незначительного и малоизвестного Али Хаменеи, которого в 1989 не признавали даже муджтахидом, не то что марджа. Хаменеи попытался поставить себя над высокопоставленными религиозными авторитетами Кума. Осознав, что он не в состоянии их к этому вынудить, в 1995 Хаменеи провозгласил, что он будет использовать свой религиозный авторитет только за пределами Ирана. Его попытки были отвергнуты многими, особенно, в арабском мире. Мухаммед Хуссейн Фадлалла, ливанский муджтахид, рожденный и учившийся в Наджафе, вскоре после декларации Хаменеи провозгласил себя марджа – тем самым показав Хаменеи, что он не признает его авторитета.
Доктрина велайят э-факих и государственная модель Ирана – предметы ожесточенной дискуссии внутри шиитского политического ислама. После победы исламской революции, различные шиитские исламские движения испытали необычайный прилив энтузиазма. Они превратились в главный канал экспорта революции, который в то время был одним из столпов иранской внешней политики. Это в особенности относилось к двум транснациональным шиитским сетям – А-Дава аль-Исламия (Исламский Призыв), корни которой уходят в религиозные школы Наджафа и Движение Послания, происходящее от группы семей религиозных ученых из Карбалы во главе с марджа Мухаммедом аш-Ширази. Оба движения зародились в начале 60-х, и распространились в Ливан и на территорию государств Залива – Саудовской Аравии, Бахрейна и Кувейта.
Ливанская ячейка А-Дава стала одной из основных образующих частей “Хизбаллы” на момент ее создания в 1982 году. В Кувейте члены А-Дава сформировали легальную оппозиционную группу, участвовавшую в выборах. В Бахрейне в состав движения входили наиболее видные оппоненты правительства, требовавшие восстановить парламент, разогнанный в 1975 году. Они не призывали к исламской революции, но превратились в главных распространителей идей Хомейни в стране.