В самом Ливане два различных элемента общины – “Хизбалла”, и те шииты, которые в “Хизбаллу” не входят, действуют по разному. Если “Хизбалла” пошла на активную интервенцию и воюет на стороне Асада, то остальная часть общины ограничивается защитой Сайда Зейнаб на юге Дамаска. Защита святыни рассматривается как оборонительная акция, которую легко оправдать в условиях отсутствия естественной близости с сирийским алавитским режимом или симпатий относительно иранских амбиций в Сирии.
Часть иракских шиитов также активно участвует в сирийской войне – но без благословения аятоллы Али Систани, который не видит в этом участии никакой необходимости. Часть про-иранских шиитских групп воюет в Сирии по чисто политическим соображениям. Несмотря на то, что публичные заявления обернуты в религиозные термины, мотивация остается, главным образом, защитной, и цель войны – сдерживание суннитских акций против алавитского режима в Сирии. Шиитский “призыв к оружию” не распространяется на крупные единоверцев в Пакистане и Бахрейне, где соответствующие общины столкнулись с собственными вызовами в сфере безопасности. Возможно осознав тот факт, что предоставление сколько-нибудь значимой помощи Асаду лишь усугубит их собственные проблемы, эти общины ограничиваются изъявлениями моральной поддержки.
Несмотря на религиозные и сектантские полутона конфликта, восприятие Сирии в качестве фокуса международного шиитского джихада искажает мотивы участников. Для Ирана речь идет, в первую очередь, о политическом расчете – он вложился в эту страну в рамках более обширного усилия максимального расширения своей сферы влияния. Шииты, разделяющие иранский взгляд на мир, предоставляют Асаду военную поддержку, исходя из тех же побуждений. Другие опасаются (специфически в Ливане), что любой потенциальный успех салафитов в Сирии приведет к тому, что начнется осуществление подобных проектов и в других местах. Но религиозная мотивация других шиитских игроков куда более ограничена. Их интересует Сайда Зейнаб, и, в гораздо меньшей степени – режим, под контролем которого находится святыня. Эти шииты не рассматривают алавитов в качестве идеологических попутчиков. Они, однако, уважают и за оказываемую поддержку их за то, что те противодействуют Саудовской Аравии, которую шиитские общины рассматривают в качестве идеологического врага. Подобная поддержка режима Асада не является безоговорочной, и ситуация может измениться, в зависимости от национальных интересов государств, в первую очередь Ирана. Несмотря на все эти ограничения, в настоящее время шиитская поддержка создает среду, достаточную для выживания режима Асада.
Rodger Shanahan. What Does Syria Mean for the Region’s Shia. Syria in CrisisJanuary 7, 2014