Шиитские общины Ближнего Востока не воспринимают сирийскую гражданскую войну в качестве объединяющего религиозного призыва – как это происходит с суннитскими иностранными джихадистами. Интервенцией иностранных шиитских групп – “Хизбаллы”, Ирана, иракских бригад представляют так, как будто ею движет чувство религиозного долга. На самом деле мотивация шиитских боевиков (или, по меньшей мере, тех кто посылает шиитских боевиков в Сирию) более сложна, и в ней просматривается больше нюансов. Шиитское вмешательство, скорее объясняется такими факторами, как геополитическая ситуация, чувство самосохранения, самозащиты.
В то время как Хассан Насралла говорит об угрозе такфири шиитской общине, он также не забывает напомнить о необходимости защиты Сирии от внешних врагов. В своей речи в сентябре в качестве врагов были названы Соединенные Штаты, сионисты, и, несколько неожиданно – “капиталисты” – в то время как сектантская подоплека конфликта была приглушена. Вне всякого сомнения, это – показатель того, что шиитские игроки, понимая, что они в меньшинстве, пытаются в любом внутреннем мусульманском конфликте сгладить сектантский элемент.
Политически, Иран и его союзники – в обороне. Они защищают про-иранский режим в Сирии, и это – геостратегическая причина происходящего, лишенная элемента религиозной солидарности. Потеря Сирии существенно уменьшит иранскую сферу влияния, нанесет сильный удар по престижу в арабском мире и сделает весьма проблемной поддержку “Хизбаллы” с точки зрения логистики. Между шиитами-двунадесятниками Ирана, Ливана и Ирака, с одной стороны, и алавитами Сирии, с другой не существует чувства религиозного братства. Несмотря на о, что Сайед Муса ас-Садр и аятолла Ширази независимо друг от друга провозгласили алавитов шиитами в начале 70-х, это было сделано исключительно ради поддержки режима Асада – путем предоставления ему религиозной легитимации, а не в качестве выражения идеологической или духовной солидарности.
Это, однако, не означает, что Сирия лишена для шиитов всякого религиозного значения. Суннитский джихад видит в Сирии возможность создания исламского государства, как части более обширного исламского халифата. Для шиитов джихад в Сирии – оборонительный, и не являющийся частью некоего более обширного шиитского религиозного проекта. Мавзолей Сайда Зейнаб чрезвычайно важен для верующих, и с начала 80-х превратился не только в место паломничества, но и в важнейший центр шиитской учености. Соответственно, шииты рассматривают вооруженную защиту Сайда Зейнаб в качестве легитимного ответа на суннитскую атаку. Разорение святынь имеют большое значение для шиитов – они помнят разграбление Карбалы в 1801 году ваххабитами и попытку уничтожить мечеть Аскари в Самарре в 2006. Поэтому сообщения об осквернении шиитских святынь в Сирии имеют большой резонанс, и соответствующие последствия среди членов общины.
Шиитская точка зрения на происходящее в Сирии и на необходимость интервенции в этой стране не является однородной. Она зависит от той ситуации, в которой находятся шиитские группы в той или иной стране. В Ливане господствует ощущение того, что триумф салафитов в Сирии – экзистенциональная угроза общине. Если они не будут остановлены в Сирии, следующей целью “суннизации” станет Ливан.