Агентство Bloomberg распространило информацию о переговорах саудовского короля Абдаллы и госсекретаря США Джона Керри, которая ломает стереотипы восприятия приоритетов политики КСА на Ближнем Востоке.
Американцы, прибыв в Эр-Рияд 4 ноября, ожидали, что главной проблемой обсуждения станет иранская ядерная программа и Сирия.
89-летний Абдалла удивил их, начав говорить об Египте. Он заявил, что Египет – слишком большая и важная страна, которой нельзя позволить пережить очередной провал. Дабы этого не произошло, Абдалла, вместе с другими деспотиями Залива, предоставил египетским генералам, теперь открыто управляющими страной, 15 миллиардов долларов.
Сауды были в шоке от падения дружественного режима Мубарака, и в еще большем – от подъема к вершинам власти “Братьев-Мусульман”.
Теперь, с точки зрения правителей Залива, история вернулась в нормальное русло, “Братья-Мусульмане” отброшены, объявлены террористической группой, тысячи их сторонников убиты или арестованы. Поток денег из Залива продолжиться – дабы гарантировать, что фаворита арабских деспотий, генерала Сиси, не ждет судьба свергнутого им Мухаммеда Мурси, увязшего в экономических проблемах.
Теодор Карасик, директор Института Ближнего Востока и Военного Анализа в Дубаи говорит: “Союзники в Заливе, без всякого сомнения хотят, чтобы Сиси стал президентом. Генералы имеют необходимую силу воли для поддержания стабильности Египта. В Заливе уважают подобную ментальность”.
Необходимо отметить, что деньги Саудов работают. С момента свержения Мурси египетский биржевой индекс поднялся на 45%, уровень процентных выплат по облигациям госзайма сократился на 4%, и сейчас составляет 11%.
Мухаммед Абу Баша, аналитик крупнейшего египетского банка EFG-Hermes, говорит: “В Заливе осознали масштаб египетских проблем. Они помогут ему держаться на поверхности некоторое время”. С политической точки зрения нынешняя ситуация является полной противоположностью той роли лидера арабского мира, к которой Египет привык за послевоенный период и апогеем которой стало создание Объединенной Арабской Республики с Сирией. Хотя слава нассеристской эпохи при Мубараке значительно поблекла, Египет, по крайней мере, не был банкротом, зависящим от милости королей, шейхов и эмиров.
Керри, во время переговоров с Абдаллой заявил, что после свержения Мурси США были вынуждены сделать “минимум того, что требуется по закону” (имея ввиду замораживание военной помощи Египту). Bloomberg указывает на то, что администрация Обамы никогда не называла произошедшее в Египте в начале июля путчем. Через неделю после переговоров с Абдаллой Керри в Абу-Даби заявил, что США, КСА и ОАЭ достигли “соглашения о совместной помощи Египту”.
В прошлом месяце делегация сотрудников министерства финансов и госдепартамента США побывала в Египте – вместе с саудовскими коллегами. Посольство США в Эр-Рияде, комментируя визит, заявило, что у США и Саудовской Аравии “есть сильный совместный интерес в поддержании реформ в Египте и его возвращении к финансовой самодостаточности”.
Ганем Нусейбех, специалист по рискам на Ближнем Востоке так комментирует отношение шейхов Залива к Египту: “Армия – единственный институт, с которым они чувствуют себя комфортно. Но армия не имеет способности управления экономикой. Это – причина, по которой они оказывают ей техническую поддержку. Если к власти придут не те люди, возникнет дилемма – следует ли продолжать лить деньги в черную дыру, которой потенциально является Египет”.