Reuters, со ссылкой на экспертов по наркотикам, торговцев и местных активистов опубликовало обширный материал о превращении Сирии в ведущего производителя и потребителя амфетаминов – в регионе и в мире.
Речь идет о кустарном производстве каптагона.
Каптагон – лекарство, производившееся на Западе для лечения гиперактивности, нарколепсии и депрессии. К началу 80-х оно было запрещено в большинстве стран из-за побочного эффекта – возникновения зависимости.
В результате метаболизма действующего вещество каптагона – фенетилина – выделяются амфетамин и теофилин.
Ливанский психиатр так описывает эффект применения: “Это создает у вас чувство эйфории. Вы много говорите, вы не спите, вы не кушаете. Вы чувствуете прилив энергии”.
Производство каптагона – простое и дешевое, требующее лишь базисного знания химии.
Глава антинаркотического подразделения ливанской полиции полковник Гассан Гамсэддин говорит, что таблетки прячут в грузовиках, идущих из Сирии в Ливан. Из ливанских портов грузы с каптагоном идут в страны Залива. В этом году было перехвачено несколько десятков миллионов таблеток. В одном случае речь шла о захвате груза в 5,3 миллиона таблеток. Груз принадлежал сирийской семье, которая занята в этом бизнесе уже 10 лет.
В Ливане производством и контрабандой каптагона занимаются уважаемые кланы в долине Бекаа – те же самые, что на протяжении десятилетий живут за счет торговли гашишем и кокаином.
Потребление каптагона за пределами Ближнего Востока считается ничтожно малым, но это – заметный наркотик в странах Залива и в Северной Африке. В 2010 в Саудовской Аравии съели семь тонн каптагона – треть от мирового потребления.
Также крупными потребителями, по данным контрабандистов Бекаа являются ОАЭ и Кувейт.
Производство в самом Ливане, по словам специалистов из Бекаа, упало в 2013 году на 90%. Производство переместилось в Сирию.
Крах правопорядка, господство вооруженных банд и трехлетняя гражданская война превратили Сирию из перевалочного пункта в одного из основных производителей и потребителей каптагона.
Мятежные группы якобы покупают оружие за счет средств, вырученных от продажи каптагона, произведенного на подконтрольных им мощностях.
Сирийское правительство и мятежники периодически обмениваются взаимными обвинениями в том, что солдаты и боевики сидят на каптагоне. Каптагон доступен на всей территории Сирии и продается по цене от 5 до 20 долларов.
Сирийский офицер в Хомсе так описал эффект каптагона на мятежников, взятых в плен: “Мы их бьем, но они не чувствуют боли. Многие из них смеются, когда мы наносим им болезненные удары. Мы выжидаем 48 часов с тем, чтобы действие каптагона прошло. После этого следствие становится гораздо более легким”.
Со своей стороны, оппозиция обвиняет шабиху в том, что та контролирует торговлю каптагоном в Сирии. Жители Хомса утверждают, что в алавитских кварталах каптагон и гашиш употребляют открыто – в основном членами шабихи и Сил Национальной Самообороны.