Политические последствия текущих боевых действий против “экстремистов” ясны уже сейчас. Сирийская Национальная Коалиция, главой которой только что переизбран Ахмед Джабра, начала пропагандистскую кампанию против ISIS несколько недель назад, заявив, что организация является союзницей сирийского режима и соучастницей его преступлений. В случае успеха военной операции американцам удастся понизить уровень амбиций “глобального джихада” и сконцентрировать его на Сирии. Одновременно, у них появится партия, которую можно будет предъявить на Женеве-2, партия, которая может стать участником политического процесса – Исламский Фронт. Эта же партия продолжит войну на истощение против Дамаска и его союзников. Речь идет о куда более лучше организованной, гомогенной и идеологически мотивированной силе, чем ССА.
Джихад Исламского Фронта , до тех пор, пока он сосредоточен на Сирии, не угрожает региональным интересам США.
В то же время, победа альянса джихадистов, салафитов, представленных Исламским Фронтом и Фронта мятежников Сирии над ISIS вовсе не гарантирована. В военном отношении, ISIS оставил важные регионы на севере Сирии, но он по-прежнему контролирует маршруты снабжения, идущие через Ракку и Дейр эз-Зур, и границу с иракской провинцией Анбар. Именно по указанным маршрутам в Сирию попадают подкрепления армии иностранных джихадистов из Саудовской Аравии, Иордании и Северной Африки.
ISIS следует стратегии уклонения от прямой военной конфронтации – там, где это возможно. Это понятно – на фоне происходящего в провинции Анбар. Увидев, что сопротивление бесполезно, они сдали район Макар в Алеппо Джабхат ан-Нусра. Вместо прямых боевых столкновений они развернули террористическую войну против конкурентов. Только за вчерашний день они подорвали шесть заминированных автомобилей, в результате чего погибли десятки людей в районе Харитан. Они расстреливают пленных, убили одного из командиров Лива а-Тавхид Амара Лайла на севере провинции Алеппо – в отместку за ликвидацию одного из своих важнейших командиров, Асема аль-Масри. ISIS занят срочной перегруппировкой своих сил, и потому не может послать подкрепления в критически важные точки.
Более важно, ISIS угрожает полностью изменить правила игры, эвакуировать важнейшие позиции в Алеппо, Шейх Сайед, Африн, Захра , Нобиль, что сыграет на руку сирийской армии.
В центре кампании против ISIS – требование удаления с сирийской арены “эмигрантов” – иностранных боевиков, количество которых оценивается в 10 тысяч. Ахрар аш-Шам и Исламский Фронт произвели аресты боевиков Сукур Эзз, главным, образом, саудовцев, которые “прославились” во время наступления в Латакии.
Еще одним неизвестным в новом уравнении сил является Джабхат ан-Нусра. Ее пытаются вставить нейтральной, наблюдающей с обочины за происходящим. На деле, существуют все признаки того, что Джабхат ан-Нусра принимает активное участие в боях против ISIS. При этом не следует забывать о том, что шейх Айман Завахири признал официальной франшизой Аль-Каиды в Сирии именно Джабхат ан-Нусра, а не ISIS. Со своей стороны, боевики ан-Нусра, наблюдая за молниеносным падением ISIS, не могут не задуматься о том, что им тоже может быть уготована подобная участь.
Данный обзор стоит завершить следующим пассажем из опубликованного вчера опуса Абделя Бари Атвана, который поможет если не понять, то почувствовать происходящее на Ближнем Востоке: “Как мы можем объяснить все эти противоречия? Как может Саудовская Аравия, Иран, сунниты, поддерживающие шиита аль-Малики воевать бок о бок с Аль-Каидой в Ираке, и, одновременно безжалостно уничтожать друг друга в Ливане и Сирии, где Саудовская Аравия поддерживает суннитских джихадистов против “Хизбаллы” и Асада? Да поможет вам милосердный Аллах! Благодарите политику, основанную на кровной вражде и мести. Она создает подобные альянсы – в большинстве случаев, альянсы с самим Дьяволом, и благодаря этому смрад войны не выветрится из региона на протяжении еще многих десятилетий”.