В Саудовской Аравии – более 80 активных нефтяных месторождений и более 1000 рабочих скважин, но половина ее разведанных запасов – и 12,5% запасов мировых содержаться в 8 месторождениях, в которые входит и Гавар – крупнейшее месторождение в мире. Один из главных элементов привлекательности атаки против Пирл-Харбор в 1941 году был тот факт, что на очень ограниченном пространстве была сосредоточено так много американской воздушной и морской огневой мощи. Даже если японская бомба пролетала мимо намеченной цели, она все равно взрывала что-нибудь ценное. В тактическом смысле, саудовские месторождения предлагают такой же тип целевой среды. Автор одного из сценариев пришел к выводу, что если террористам удастся вывести из строя только пять из множества чувствительных точек перерабатывающего сектора, Сауды будут выброшены из нефтяного бизнеса на срок два года.
С того момента, как нефть выкачана на поверхность, она движется примерно через 1700 км трубопроводов – от скважины к нефтеперерабатывающему заводу, от завода к портам – внутри королевства и за его пределами. Большая часть трубы – на поверхности. Та часть, которая находится под землей, обычно закопана неглубоко – около метра от поверхности, в регионах, заселенных кочевниками. Верблюд как транспорт, лопата и ручная дрель достаточны для того, чтобы вывести из строя участок трубопровода. Но если вы хотите причинить больший урон, на взрывоопасном Ближнем Востоке нет недостатка во взрывчатых веществах.
В КСА есть гигантские запасы труб, что превращает действия одного такого диверсанта не более, чем в укус гнуса, но много диверсантов, оперирующих одновременно через широкие интервалы могут создать самый неприятный и неожиданный эффект. Трубы, однако – самая маленькая из проблем.
Типичная саудовская скважина выдает в день на поверхность пять тысяч баррелей нефтяной грязи – смеси нефти, растворенных газов, серных нечистот и соленой воды, вкачанной в скважину с тем, чтобы создать необходимое для выброса нефти давление. В таком виде использовать добытую нефть нельзя. Она перегоняется на один из пяти заводов по разделению нефти и газа. В гигантских резервуарах, имеющих форму луковицы, в процессе понижения давления большинство газов высвобождается, в то время как в ходе второго процесса отделяется соленая вода. То, что получается в итоге, перегоняется на один из пяти стабилизационных объектов, где давление понижается еще больше и нефть хранится в резервуарах в ожидании процесса десульфиризации.
С точки зрения системного инженера, движение нефти от скважины через очистительный процесс сложный взаимосвязанный балет. Стабилизационные башни, в которых нейтрализуется сера, резервуары, в которых снижается давление и вымываются примеси, хранилища, в которых держат нефть между процессами переработки и отправкой – настоящие кафедральные соборы индустрии. Террористы и диверсанты видят мир по-иному. Для них архитектурные особенности перерабатывающей промышленности предлагают очень привлекательную вещь: зону прямой наводки – как башни Всемирного Торгового Центра в безоблачный день.