Эскадроны находятся под контролем нашей армии, их бюджет обеспечивают страны-участницы мандата.
Большинство кавалеристов – черкесы, выходцы с Кавказа, семьи которых эмигрировали в Сирию в 1870 г.
Большая часть египетских мамлюков, с которыми приходилось сражаться Бонапарту и которые им были в свое время включены в состав мамлюкского эскадрона гвардии были также черкесы, выходцы с Кавказа, обосновавшиеся в Египте с 11 в….»
(Отрывок из письма капитана Колле от 9 февраля 1931 г.)
«Колле принимает решение. «Хайде»! Старинный военный клич, брошенный Колле, подхватывается черкесами. Сжимая в руках кинжалы и пистолеты, они пришпоривают коней и бросаются в бой за своим предводителем, за которым с развевающимся знаменем эскадрона следует Хадж Би. Молниеносно 150 черкесов разбивают друзов, достигают города, галопом проносятся через него… (С. 35 – 36)»
«Однажды для вступления в ряды эскадрона прибыл некий черкесский дворянин со своими подданными… Лейтенант Колле тут же присваивает ему звание капрала, или старшего сержанта, чтобы тот продолжал командовать подвластными ему людьми. Бывали также особенные ситуации, как, например, случай 14-летнего юноши, которому удалось скрыть явно недостающий для службы возраст. Оказалось, что в бою был убит его брат, и, конечно же, нашлось немало свидетелей, готовых подтвердить пригодность парня к военной службе – законы чести и традиции оправдывали такого рода пособничество…
В Катане в ночь с 24 на 25 марта черкесы подвергаются ночному нападению войска из 1200 мятежников, подобно тому как это было в Калаат-Джендале. Но, к счастью, друзы появляются в три часа тридцать минут, когда черкесам уже была дана команда седлать лошадей; к этому моменту они готовы были отразить любую атаку. В течение семи часов черкесы бьются – один против четырех – за каждый дом. Их теснят, но сопротивление не ослабевает. К рассвету боеприпасы почти исчерпаны, и вскоре черкесам придется биться врукопашную…
В августе черкесы снова задействованы в Хермоне. Колле во главе шести эскадронов 21 августа захватывает Джебель-Бербер, что позволяет окончательно занять Калаат-Джендаль.
Здесь черкесы демонстрируют еще один образец использования легких войск в горах. Ночной марш-бросок пешим ходом, более 20 километров по горам, в абсолютной тишине – и черкесы достигают вершины Джебель-Бербера, где охрану обеспечивают лишь несколько друзских часовых, ошибочно считая ее неприступной. (С. 48)»«На различных этапах войны с 1925 года черкесы потеряли убитыми 302 человека, из них 20 офицеров или командиров взводов, а также 700 ранеными. В ходе этого длительного испытания не было дня, чтобы преданность черкесов своему капитану, и Франции, хоть сколько-нибудь поколебалась.
В историческом очерке о сирийской армии, вышедшем в сентябре-декабре 1929 года в «Ревю д’Энфантери», капитан Мешен завершает главу о черкесах следующими словами: «Им большей частью мы обязаны уничтожением разбойничьих банд, опустошавших Сирию. Но преданность нашему делу обернулась для черкесов глубокой ненавистью праарабских комитетов, которые очень скоро, как только мы покинем страну, истребят их до последнего. Именно поэтому судьба черкесов в Сирии отныне зависит от нас»…
Так закончился славный путь великолепных кавалеристов, восхитительных воинов, которые погибли за верность Франции. (С. 58)»
Мишель Сапен-Линьер. Черкесы. Перевод с французского. Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2008.
Черкесская тактическая группа и Черкесские эскадроны во Второй мировой войне.После капитуляции Франции под ударом нацистской Германии в 1940 г. 8 эскадронов Черкесской группы (groupement tcherkesse) «Специальных войск Леванта» входили в состав Французской армии периода «перемирия», иначе говоря – вооруженных сил правительства Виши. Командовал группой полковник Филибер Колле, пользовавшийся большим уважением среди черкесских бойцов и командиров. Согласно другим данным, черкесских эскадронов было 15, в т.ч. три моторизованных.