Сирия: На горизонте – война за нефть

Профессор Ясим Аджак опубликовал большую статью в ливанской газете Al-Joumhouria, посвященную невеселым перспективам обнаружения в Восточном Средиземноморье значительных запасов нефти и газа.

Аджак указывает на то, что подписание сирийцами крупного контракта на добычу нефти с российской компанией Союзнефтегаз может повлечь за собой региональный конфликт. Между Сирией и Ливаном, с одной стороны, и Сирией и Турцией, с другой, не произведена демаркация морских границ. Это может послужить причиной будущих столкновений.

Речь идет о соперничестве во взрывоопасном регионе – на фоне иранской ядерной проблемы, сектантских противоречий и четырех лет разрушительных “арабских революций”.

Также, как и в случае с Ливаном и Израилем, морская граница между Ливаном и Сирией не демаркирована. Подобная ситуация означает возможные столкновения, в особенности, на фоне сирийского кризиса и сектантского характера ливанского общества. Эскалация ситуации возможна по внутренним причинам с обеих сторон границы.

Но самая большая проблема – граница Сирии и Турции. Враждебность турков к сирийскому режиму и поддержка ими оппозиции обостряет ситуацию до крайности. Турция, за которой стоит НАТО, не потерпит богатый нефтью и враждебный сирийский режим у себя на пороге. Сирию, в свою очередь, поддерживает Россия, что ведет к возможной конфронтации в случае попыток Турции помешать разведке на сирийском шельфе.

Точных сведений о предполагаемых сирийских оффшорных богатствах нет. US Geological Survey оценивает объем неразведанных запасов в зоне, покрывающей 83 тысячи квадратных км вдоль побережья Кипра, Ливана и Израиля в 1 689 миллионов баррелей нефти и 3465 миллиардов кубометров газа. В обзор не включены побережье Сирии, Турции и Греции.

Нефтяные и газовые богатства не ограничены упомянутыми регионами, но, скорее всего, продолжаются и могут быть обнаружены во всех частях Средиземноморья. Границы месторождений не ограничены государственными границами, и, скорее всего, уже разведанные месторождения продолжаются в территориальных водах и Сирии, и Турции, и Греции. Доказательством этому может стать недавнее открытие морского месторождения Джабаль Нафти в Ливане, на границе с Сирией.

Его ориентировочная емкость – 3000- 17 000 миллиардов баррелей. Эта цифра совершенно фантастическая и может катапультировать регион в ряды наиболее передовых стран – но только в случае, если заинтересованные стороны смогут договориться между собой и разрешить взаимные противоречия.

Ожидается, что доходы Сирии в результате разработки месторождений нефти могут составить от 123 до 567 миллиардов долларов (доходы Ливана – от 370 до 1700 миллиардов). На этом фоне Сирия заключает контракт с российской компанией Союзнефтегаз, покрывающий 2190 квадратных километров, примыкающих к сирийскому побережью – в условиях продолжающейся гражданской войны и разрушающейся экономики.

Для предотвращения военной конфронтации на морских границах необходимо уже сейчас договориться о принципах раздела нефти в Средиземноморье, и это потребует разрешения сложных технических, юридических и экономических проблем. После этого необходимо разработать совместный план достижения конечной цели – налаживания добычи нефти.

Главной трудностью является урегулирование легального статуса границ между Ливаном, Израилем, Турцией, Сирией, Кипром. С проблемой демаркации морской границы между Ливаном и Сирией связана проблема демаркации сухопутной границы между Ливаном и Сирией. По нашему мнению, Сирия может пойти на уступки в вопросе урегулирования проблемы сухопутных границ, в случае, если Ливан проявит гибкость в вопросе о границах морских.

Но надежды на всеобъемлющее решение этих проблем практически нет из-за острых противоречий, возникших в результате сирийской войны (Сирия и Турция), и исторической вражды (Турция и Кипр). Таким образом, можно предвидеть, что задержкой с началом разработки сирийских и ливанских месторождений воспользуются Израиль и Кипр, которые уже приступили к совместной разработке.

В Ливане данная проблема – один из главных источников раскола в обществе. В отсутствие внятного разрешения со стороны американцев, и в свете существующих пограничных проблем с Сирией, можно сказать, что Ливан переживает черные дни на всех уровнях – страна зажата между сионистским врагом и сирийским “братом”.