Le Monde попытались создать “карту сирийского мятежа”. Эта карта дает много важной информации об иерархии бригад, но придает излишнее значение удерживаемым мятежниками зонам. В то же время, районы, контролируемые правительством кажутся ограниченными алавитским побережьем и Джабаль Друз (Суэйда). Я указал на то, что данный контраст – проблема – но решение так и не было найдено. Еще одна попытка представить мятеж была сделана в карте, опубликованной швейцарской газетой Le Temps. Она кажется более близкой к реальности: на нее наложены фреймы: зоны правительства, мятежников, курдов и необитаемые. Главные мятежные группировки представлены их символами и в соответствии с размерами их вотчин.
Революционный характер сирийского кризиса нельзя точно передать средствами стандартной картографии. В конвенциональной войне все гораздо проще – есть армии, есть фронты, есть оккупированные территории, но в случае гражданской войны все усложняется. Сама попытка изобразить на карте сирийский конфликт ставит под сомнение его восприятие в качестве революции, а не гражданской войны. Фактически, наложение карты территорий, удерживаемых мятежниками и их противниками, на этно-конфессиональную карту ясно демонстрирует сектантский аспект конфликта. Еще одно измерение конфликта – между городом и деревней, можно увидеть, наложив на карту сражений в метрополиса Алеппо на карты кварталов разрешенной и неформальной застройки. В первых живут “законные” обитатели Алеппо, во вторых – мигранты с периферии.
Некоторые идеологи мятежа полагают, что подобными деталями можно пренебречь, и верят в то, что они могут манипулировать картографической репрезентацией конфликта, оправдываясь нехваткой или недостаточным качеством статистики. Подобный подход весьма напоминает действия сирийского режима, которые долгое время с большим пренебрежением относился к растущему региональному дисбалансу – до тех пор, пока лоб в лоб не столкнулся с мятежом.
Оппозиция, пытаясь манипулировать картографическими данными, два с половиной года обещает неминуемый крах Башара Асада. Тем самым и она, и те, кто поддерживает ее в прессе, подрывают всякое доверие к себе.
Fabrice Balanche L’insurrection syrienne et la guerre des cartes. Orient XXI 24 Octobre 2013