Сирийский мятеж и война картографов

В сети Syria Needs Project представляют несколько сайтов, в том числе Yallasourya. На нем мы видим еще одну, весьма детальную карту, что должно повысить уровень доверия к ней. Продолжения синих, зеленых и пурпурных линий в пустыню создают впечатление того, что мятежники доминируют в этих районах. На северо-западе фиолетовая зона отделяет район под контролем сирийской армии (прибрежную зону) от внутренней Сирии. В реальности речь идет о гораздо более четкой границе, которая следует линиям сектантского разделения между суннитами и алавитами. Город Хама, если верить карте, находится на “оспариваемой территории” – на самом деле, его контролируют правительственные войска. Тоже самое относится к Пальмире. Рас аль-Айн – в руках мятежников, но все окрестности контролируются курдами. Эта карта, скажем, несколько эксцентричная. Другая карта, опубликованная Syria Needs Project – куда более сложна и близка к реальности. На ней обозначены пустыни и показана роль военных аэропортов для контроля над территорией.

Главным недостатком всех рассмотренных карт является то, что они придают излишнее значение периферийным районам. Большинство населения Сирии живет в городах, и потому любая подобная карта должна сопровождаться картами больших городов – включая Дамаск и Алеппо. Следует понять – “революция” контролирует большую часть населенных территорий, в то время как режим контролирует большинство населения.

Признаюсь – создание карты сирийского кризиса, выбор источников и попытка занять нейтральную позицию представляет собой серьезный вызов. В июне 2013 Liberation опубликовала мою карту “Мятеж, борьба с мятежом и общины в Сирии”. Карта является результатом личного исследования, а не синтезом уже произведенных на свет карт. Она основана на статистических данных шести тысяч сирийских населенных пунктов. Естественно, она не является попыткой карикатурного этно-религиозного объяснения кризиса, но иллюстрацией, проясняющей происходящее.

 insurrection, contre-insurrection et communautés     Fabrice Balanche, octobre 2013 Le Monde
insurrection, contre-insurrection et communautés
Fabrice Balanche, octobre 2013 Le Monde

Другой вызов – приближение к реальности в деле описания различных воюющих в Сирии группировок. Специалисты в данном вопросе, такие, как Аарон Лунд, охарактеризовали наиболее мощные из них, кому они подчиняются, указали их дислокацию и примерную оценку количества боевиков. Несмотря на это, наложить такую информацию на карту очень и очень трудно. По данным представителя ООН в Дамаске, мы имеем дело более чем с двумя тысячами группировок, каждая из которых именует себя “бригадой”. Только в 600 из них – более 50 бойцов. Лунд в статье в Independent в июне 2013 описывает около десятка основных бригад, но указывает на то, что речь, скорее идет о “федерациях” бригад.