КСА намерено купить 9 650 ракет BGM-71 2A, 4 145 BGM-71 2B , 91 TOW-2A, 49 TOW-2B. “Планируемая сделка внесет значительный вклад в укрепление обороноспособности и достижение целей внешней политики Соединенных Штатов путем укрепления обороноспособности его критически важного партнера, который был и продолжает остаться важной силой стабильности на Ближнем Востоке”.
Дэвид Кэннон из Foreign Policy отмечает два существенных момента: 1) “никто не ожидает танкового вторжения в Саудовскую Аравию в ближайшее время” 2) до последнего времени объем саудовских запасов противотанковых ракет не превышал 4 тысяч штук. И только в 2009 королевство приобрело еще 5 тысяч комплексов.
Соответственно, возникает вопрос: Что есть угроза? Военное столкновение с Ираном – наиболее явным и мощным противником, скорее всего можно представить в виде большей частью морской и воздушной компании в Персидском заливе. Инсургенты в северном Йемене чрезвычайно опасны, как показал собственный саудовский опыт, но в их распоряжении нет танковой армады. Ирак был серьезной угрозой в эпоху Саддама Хуссейна., но теперь он слишком поглощен своими внутренними демонами и выплесками сирийской войны, для того, чтобы решиться на масштабные внешнеполитические приключения.
Единственный саудовский союзник, которому отчаянно нужны противотанковые ракеты – сирийские мятежники. И действительно, в прошлом Эр-Рияд с радостью им помогал – покупал противотанковое оружие в Хорватии и обучал мятежников в лагерях на территории Иордании. Мятежникам были предоставлены китайские комплексы HJ-8, и в сети есть много видео с подтверждениями их применения.
В то время как большая часть противотанкового арсенала мятежников состоит из ракет, захваченных на складах Асада, этим летом исламисты получили устаревшую советскую модель 9M113 Конкурс.
Противотанковое оружие оказалось необходимом для прорыва “бронетанковых поясов” Асада вокруг стратегически важных городов и объектов. Чарльз Листер, аналитик из Лондона, говорит: “Нейтрализация внешних линий обороны оказалась ключом к успеху атак на местах”.
Сауды не смогут послать американские противотанковые ракеты сирийским мятежникам напрямую – у Вашингтона есть жесткие законы против этого. Получатели американского оружия не имеют права передавать его третьей стороне без одобрения США, и в случае Саудовской Аравии подобное разрешение дано не будет. Если Саудовская Аравия передаст ракеты без американского одобрения это станет “серьезнейшим нарушением американского закона”.
До настоящего времени в Сирии были идентифицированы только те американские ракеты, которые когда-то были проданы шахскому Ирану, переданы аятоллами Асаду, а затем захвачены мятежниками.
В то время, как перечисленные во втором абзаце статьи новейшие виды американских ракет вряд ли появятся в Алеппо в ближайшие дни, нельзя исключать того, что покупка связана с саудовским усилием в Сирии. По мнению аналитиков, Сауды могут перебрасывать в Сирию свои старые запасы, а американская сделка призвана лишь снова наполнить их собственные склады.
Независимо от наличия или отсутствия этой сирийской связи, сделка является частью масштабного саудовского перевооружения. С 2004 по 2011 годы Сауды подписали контрактов на поставку оружия на сумму 75,7 миллиардов долларов. Получателем большей части этой суммы – 66 миллиардов долларов – стали американские военные концерны.
Как Сауды намерены использовать эти горы оружия, остается тайной. Не так давно, в 2011, они подписали контракт на покупку и модернизацию современных истребителей на поражающую воображение сумму в 30 миллиардов долларов – но у них нет ни достаточного количества пилотов, ни технической инфраструктуры обслуживания для этих самолетов.
Директор Arms and Security Project Центра Международной Политики Уильям Хартунг предлагает возможное объяснение: “Есть вашингтонские лоббисты которые говорят: “Когда вы покупаете американское оружие, вы платите не только за оружие – вы платите за отношения с Соединенными Штатами”.