Предположим, что сотая часть этих безжалостных атак была совершена против западных целей, а не против мусульман-шиитов, были бы Соединенные Штаты и Британия столь мягки в отношении КСА, Кувейта и ОАЭ? Именно это создает всеподавляющее ощущение лицемерия и лжи от самовосхваляющих речей непомерно раздувшейся контртеррористической бюрократии в Вашингтоне и Лондоне, разглагольствующей об успехах в войне с террором, и на этом основании выбивающей огромные бюджеты для себя и ограничения гражданских свобод для всех остальных. И дроны всего мира, обстреливающие пуштунские или йеменские деревни ничем не помогут в случае, если суннитские джихадисты в Сирии вдруг решат (как это уже сделал Усама бин Ладен) что главный враг – не шииты, а Америка и Британия.
Вместо того, чтобы отлавливать любителей с бомбами в трусах, секретным службам Америки придется иметь дело с джихадистскими движениями Сирии, Ирака и Ливии, в распоряжении которых сотни изготовителей бомб и смертников. Только постепенно, в этом году, видео из Сирии с обезглавленными по сектантским мотивам трупами начали встряхивать неколебимое безразличие западных держав к суннитскому джихадизму – до тех пор, пока он не направлен против них самих.
Директоры саудовской политики в Сирии – министр иностранных дел принц Сауд аль-Файзаль, глава разведки принц Бандар бин Султан и заместитель министра обороны Салман бин Султан планируют потратить миллиарды на создание и оснащение суннитской армии численностью в 40-50 тысяч человек. Местные полевые командиры уже объединились ради того, чтобы получить свою долю саудовских щедрот – и их энтузиазм, скорее объясняется этим, а не желанием повоевать.
Выходя из тени в Сирии, Сауды, возможно, совершают ошибку. Деньги купят только то, что можно купить на деньги. Искусственное единство группировок мятежников испарится в тот момент, когда в их руках больше не будет саудовских денег. Они будут дискредитированы и в глазах более фанатичных джихадистов, и в глазах сирийцев, которые будут рассматривать их в качестве марионеток саудовских спецслужб.
И без того разделенная оппозиция фрагментируется еще больше. Иордания может принять Саудов и агентов иностранных спецслужб, но она не станет трамплином вторжения анти-асадовской армии.
Саудовский план обречен с самого начала – но он преуспеет в той его части , что еще больше сирийцев будет убито. Язид Сайег из Карнеги-Центр подчеркнул риски саудовского предприятия: “Саудовская Аравия может обнаружить, что она лишь повторяет свой афганский опыт, где она выстроила разношерстый альянс групп муджахедов без всяких объединяющих политических рамок. Эти силы оказались не в состоянии править Кабулом после того, как они его захватили, и проложили путь Талибану. За ним последовала Аль-Каида, бумерангом ударившая по Саудовской Аравии”.