Если прибавить к этому ту озабоченность, которую порождает у меньшинств Джабхат ан-Нусра и ее клоны, с учетом того, что Нусра на протяжении многих месяцев играла ведущую роль в боях в Дераа, и несет ответственность за недавнюю террористическую атаку в Свейде, неудивительно, что Джейш аль-Мувахиддин старательно демонстрирует лояльность Асаду.
Пропагандисты Джейш аль-Мувахиддин говорят: “В городах и деревнях в Джабаль аль-Араб и Джабаль аш-Шейх сформированы народные комитеты борьбы с терроризмом. Они работают в тесной координации с сирийской армией. Сирийская армия – не сектантская, она для всей Сирии. В ней служат друзы, сунниты, алавиты , христиане. Тысяча шахидов-друзов из Джабаль аль-Араб пали в рядах сирийской армии. Мы готовы на дальнейшие жертвы”.
Важным аспектом друзской лояльности сирийской нации является антиколониализм. Джейш аль-Мувахиддин утверждает: “Каждый в Сирии знает, что мы не никого не атакуем, мы лишь защищаем, и потому мы воевали против оттоманской и французской колонизации, и изгнали колонизаторов с наших земель”.
Друзы устраивали мятежи против турок в 1842, 1888-1889, 1908 годах. Полная оккупация турками Джабаль аль-Друз в 1908, однако, прекратилась уже в 1911. Друзы поддержали Арабский Мятеж во время первой мировой войны. В 1926 вождь друзов Султан аль-Атраш возглавил мятеж против французов и заявил, что друзы не сложат оружия “до тех пор, пока Франция не признает полной независимости Сирии”.
Несмотря на это, будет ошибкой считать друзов, непоколебимой основой режима. Наглядным доказательством этого служит тот факт, что, в отличие от друзов, служащих в регулярной армии, члены друзских милиций скрывают свои лица на фотографиях и видео.
В то же время, рассказы о растущем сепаратизме друзов и о том, что они становятся все более независимыми от режима, не имеют под собой достаточных оснований.
В настоящий есть три основных характеристики друзской ситуации в Сирии:
Если друзы взялись за оружие, то большинство выступает на стороне Асада.
Существует устойчивая связь между друзскими милициями и сирийской армией.
Несмотря на автономию, друзские боевики продолжают демонстрировать свою лояльность режиму.
Может ли это измениться? – Да – например, если друзам покажется, что из под контроля режима вышло слишком много территорий, или если произойдет масштабное отступление из провинций Свейда и Дераа. В настоящий момент ничто не указывает на подобную возможность. Друзские боевики также могут обратиться против армии, если начнется масштабная конфискация друзских земель – но и это выглядит маловероятным.