Макс Фишер опубликовал в Washington Post статью, основанную на анализе гражданских войн послевоенного периода. Он приходит к неутешительному выводу: война в Сирии будет необычайно долгой.
Фишер, повторяя выводы многих о том, что администрация Обамы оказалась в тупике и попросту не может выработать вразумительной сирийской политики, с долей иронии замечает, что у администрации еще есть время – до 2020, а может и много больше.
Война, если исходить из западной интерпретации событий, идет с начала 2012 года. Можно сказать, что она длится два года. Исследователи внутригосударственных конфликтов после 1945 года установили, что гражданские войны продолжаются в среднем от семи до двенадцати лет. Если исходить из этого, война закончится где-то между 2018 и 2023.
Хуже, эти исследования установили, что существуют несколько факторов, из-за которых гражданские войны становятся еще длиннее. Некоторые из этих факторов видны в Сирии, и это указывает на то, что война будет долгой. Несомненно, речь идет не более, чем об оценках, основанных на среднестатистических данных. По определению, половина этих войн короче срединного значения, и Сирия может оказаться одной из таких войн. Но, исходя из положений политической науки, сирийская война продолжится всю каденцию Обамы, и, возможно, тех, кто последует за ним.
Вот что демонстрируют эти исследования:
(1) На 2002 год, согласно исследованию Джеймса Фирона из Стэндфордского Университета, средняя продолжительность текущих гражданских войн составляла 10 лет.
(2) С тех пор, возможно, эта цифра увеличилась: продолжительность гражданских войн после 1945 года неизменно нарастала. Рекорд был установлен в 1999 году, когда средняя продолжительность гражданских войн составила 15,1 лет, за этим последовал резкий спад. Его причиной, возможно, стало окончание холодной войны и разрешение связанных с нею конфликтов. Но с тех пор тренд нарастания продолжительности войн возобновился, и оценки, данные Фироном в 2002, должны быть пересмотрены в сторону существенного увеличения. Ниже следует график продолжительности гражданских войн. Нижняя линия показывает продолжительность гражданских войн до 2002 года (по Фирону).
(3) Гражданские войны длиннее и кровопролитнее в случае вмешательства других государств. Исследование Фирона и Дэвида Лэйтина в 2008 подтвердило выводы предыдущих исследований – гражданская война затягивается в случае решительного вмешательства иностранных государств и поддержки ими одной из сторон (для ясности, “интервенция” означает нечто большее, чем обучение нескольких сотен мятежников, как это делают Соединенные Штаты, и предусматривает поддержку одной стороны вплоть до решительного поражения противника). Исследование 2012 года пришло к такому же заключению, и также установило, что иностранная интервенция приводит к большему насилию с обеих сторон и увеличивает количество потерь. Иран очень активно помогает президенту Башару Асаду, точно также как ливанская группировка “Хизбалла”. Саудовская Аравия и государства Залива финансируют и вооружают мятежников. Иностранные джихадистские группировки, особенно из Ирака, также активно участвуют в финансировании.