Несмотря на то, что первоначально обозреватели оценили смерть этих четырех деятелей как большую потерею для режима, он от нее быстро поправился. Как упоминалось выше, режим Асада сконструирован таким образом, что позволяет быстрое передвижение и замену внутри своих структур представителей элит. В этом случае, Туркмани и Шавкат занимали уникальные административные позиции, основанные на их персональных связях с Башаром, и потому замены не потребовалось. Две другие потери были возмещены традиционным способом – через продвижение доверенных лиц на ответственные посты.
Единственным значительным дезертирством из суннитской элиты, которую построил вокруг ядра режима Хафез Асад на настоящий момент стал побег одного из командиров Республиканской Гвардии Манафа Тласса. Исторически, клан Тласс был самой близкой к режиму суннитской семьей. Патриарх Мустафа Тласс учился с Хафезом Асадом в Академии ВВС и был его министром обороны – с 1972 по 2004 год. Манаф и его старший брат Фирас были друзьями детства Башара Асада. Фирас занялся бизнесом и основал компанию MAS Group , специализирующаяся на сельском хозяйстве и производстве продуктов питания. Фирас и Манаф женаты на представительницах знатных и влиятельных суннитских кланов (аль-Джабири и аль-Хейр). Несмотря на значимость Тлассов, их дезертирство не пробило брешь во внутреннем ядре режима.
Этот последний значительный удар произошел год назад, но он не был достаточно сильным для того, чтобы потрясти президента и запутанную сеть его лоялистов. Режим, под напором мятежа не треснул, но реорганизовался. Принимая во внимание тот факт, что Асады приняли решение “прострелить” себе путь в будущее, используя любые виды оружия – включая баллистические ракеты и химическое оружие – шанс на то, что кто-нибудь из членов клана сбежит, практически равен нулю. На настоящий момент перспектива обезглавливания суннитскими экстремистами заставляет представителей режима держаться вместе.
В то же время, вооруженные силы и секретные службы, не участвовавшие в репрессиях могут поддаться давлению, поскольку они потеряют больше всех в войне, принявшей ярко выраженный сектантский характер, от перспективы превращения в государство-сателлит Ирана, и от массы непрерывно нарастающих санкций. Другая возможность – распространить санкции на бизнесменов, близких к ядру режима. После этого им можно предложить снятие санкций в обмен на информацию и разрыв с режимом. Но результат теперь в основном зависит от того, намерен ли Вашингтон и его союзники использовать военную силу – хирургические атаки и снабжение оппозиции современным оружием. Это поставит элиту перед выбором: сбеги и живи или останься и умри.
Список сирийских лиц и компаний, на которых распространяются санкции Великобритании
Grace Abuhamad and Andrew J. Tabler All the Tyrant’s Men: Chipping Away at the Assad Regime’s Core. The Washington Institute. August 23, 2013