Отстранение от власти Мухаммеда Мурси и “Братьев-Мусульман” стало сильнейшим ударом по “активисткой” внешней политике Катара.
Каир – сердце арабского мира, и поддержка Катаром “Братьев-Мусульман” по всей Северной Африке и арабскому миру была главным направлением внешней политики Дохи с начала “Арабской Весны”.
Катар бросил на поддержку Египта более 8 миллиардов долларов, и был главным спонсором Мурси.
Теперь эта поддержка навечно связана с именем обреченного лидера – и будет негативно влиять на имидж и восприятие политики Катара в регионе.
Майкл Стефенс из Royal United Services Institute в Дохе комментирует: “Климат вокруг внешней политики Катара таков, что все чувствуют – ею стоит заниматься более тщательно. Египетский кризис – тяжелый жернов на шее Катара”.
Бывшее руководство Катара – эмир Хамад и премьер-министр шейх Хамад бин Ясим сделали ставку на политический ислам, в надежде на то, что он заполнит вакуум, оставленный после свержения арабских автократических режимов.
Они поддержали мятежные бригады “Братства” в Ливии. Бригада помогли свергнуть Каддафи, но теперь запугивают всех прочих участников “революции” и не блистают в ходе выборов. Поддержка Дохой сирийских “братьев” способствовало превращению оппозиции в разнородную силу, на которую Запад смотрит с чрезвычайным подозрением.
Теперь к этому прибавилось свержение Мурси, за которым, скорее всего, последует длительный период нестабильности.
По всему арабскому миру Катар, являющейся на протяжении нескольких десятилетий базой духовного лидера “Братьев-Мусульман” Юсуфа аль-Кардауи и с территории которого вещает Al-Jazeera, воспринимается со все большим раздражением, если не ненавистью.
Либералы предупреждают о том, что ползучие влияние Катара в аморфных арабских демократиях – “троянский конь”, предшествующий установлению теократии.
Другие консервативные государства Залива, в первую очередь, ОАЭ, также обеспокоены неожиданной и нежеланной активностью Катара в регионе. Власти ОАЭ на протяжении последних нескольких месяцев организовали разгром подпольной сети “Братьев-Мусульман” в Эмиратах, сопровождавшийся шумной пропагандистской кампанией.
Один из экономистов прокомментировал крах внешнеполитических авантюр Катара: “Катар ошибся в Ливии, за этим последовали миллиарды, закачанные в Сирию, и вот теперь – Египте. Они хотели купить этими деньгами политическое влияние, но они поставили не того коня”.
Между тем, ожидается, что переходному правительству Египта окажут немедленную финансовую помощь ОАЭ и Саудовская Аравия.
по материалам: Simeon Kerr. Fall of Egypt’s Mohamed Morsi is blow to Qatari leadership. Financial Times. July 4, 2013