Существуют признаки того, что Египет начал помогать ваххабитским группировкам, добивающимся установления шариата в преимущественно христианской Эфиопии, еще в 2011 году.
Третий возможный сценарий разрешения конфликта – прямое военное столкновение Египта и Эфиопии. Египет может пойти на военную интервенцию, с целью свержения существующего в Эфиопии режима, и воспользоваться при этом современным американским оружием, которым оснащена египетская армия.
По данным, просочившимся в прессу из секретных телеграмм Stratfor, опубликованных wikileaks, правительство Мубарака готовилось и к такому варианту развития событий (подробнее об этом написано здесь). Министр разведки Мубарака, Омар Сулейман, в 2010 году сказал: “Мы обсуждаем планы военного сотрудничества с Суданом – единственной страной, не сотрудничающей с Эфиопией. В любом случае, мы можем просто послать бомбардировщик, который сбросит бомбу и разрушит дамбу. Я думаю, мы это уже сделали один раз, в 1976. Тогда наш самолет просто потопил в море корабль с оборудованием для такой дамбы”.
Израильский исследователь Арнон Софер, профессор географии университета Хайфы заметил до начала кризиса, в апреле: “Египтяне активно сооружают военный аэропорт на границе с Суданом, в Абу-Симбель. Вывод из этого прост и очевиден: Египет сегодня представляет военную угрозу южным нациям на Ниле, а не сионистскому государству на востоке”.
Al-Watan, однако, не может не указать, и в данном случае, на сионистскую угрозу. В другой статье, опубликованной сегодня, газета пишет, что генеральный директорат разведки и МИД Египта давно предупреждали Мурси о возможном ходе эфиопов, и призывали его принять немедленные “политические меры”. По данным Al-Watan, египетская разведка считает, что главным спонсором строительства дамбы является Израиль, которому удалось выстроить систему отношений со всеми странами бассейна Нила. Этот союз прямо направлен против Египта, и потому дальнейшие переговоры с Эфиопией бессмысленны. Египетская разведка полагает, что за эскалацией в вопросе сооружения дамбы стоит Израиль, и требует занять “твердую позицию” – в отношении Эфиопии, и в отношении Израиля.