Долгий путь к Дамаску. Катар и сирийская война

Другой дипломат комментирует: “Катарцы не могут проглотить такой большой кусок. Их система работает, но на верху слишком мало людей, и у них нет необходимой развитой бюрократической структуры”.

Правитель, 61-летний шейх Хамад, сделал по дороге на Дамаск потрясающий воображение разворот на 180 градусов. Не так давно Башара Асад и его супруга Асма были регулярными гостями в Дохе. Их принимали Хамад и его вторая жена, Моза. Катарские институты были крупными инвесторами в Сирии. В 2008 была основана катарская холдинговая компания, с капиталом в 5 миллиардов долларов, которая намеревалась построить в Сирии практически все – от ТЭЦ до отелей.

3

Эмир также был главным посредником, пытавшимся реабилитировать Асада на международной арене, в то время как Запад, скорее, склонялся к остракизму. Шейх Хамад был тем человеком, который сумел восстановить отношения между Францией и Сирией в годы, непосредственно предшествовавшие мятежу – благодаря его дружбе с президентом Николя Саркози. В тот период казалось что ось Иран-Сирия-“Хизбалла” усиливается. И Катар, с характерным для него прагматизмом, пытался взять на себя роль “модератора” сирийской политики.

Когда в марте 2011 начался сирийский мятеж, реакция Катара, как и Турции, была осторожной. Al-Jazeera подверглась критике за то, что не придала особого значения первым событиям сирийской войны в своих репортажах. За кулисами и шейх Хамад, и наследный принц, шейх Тамим, советовали Асаду не прибегать к военному решению. Но когда через месяц после начала протестов премьер-министр Хамад бин Ясим посетил Дамаск, Катару стало ясно, что Асад будет “убивать людей”.

Человека, в наибольшей степени повлиявшей на Хамада в этот критически важный момент, зовут Азми Бишара.

Бишара – известный израильский политический деятель, бывший депутат Кнессета. Его биография весьма и весьма поучительна, и тот факт, что именно он направляет политику Катара в отношении Сирии говорит о многом и на многое открывает глаза – и относительно Сирии, и относительно Катара, и относительно Леванта в целом.

Азми Бишара был создателем арабской партии БАЛАД (Национально-Демократический Альянс), члены которой до сего дня сидят в Кнессете. Некоторое представление о личности Бишары, его отношении к Израилю, арабам, Палестине, современной ситуации на Ближнем Востоке и Сирии дает нижеследующий фильм Ариэлы Азулай “Разговоры с Азми Бишара”. Фильм был снят до блистательного бегства Бишары из страны, но чрезвычайно интересен для понимания личности, которая, как теперь выясняется, была одним из архитекторов сирийской войны.