Если рассматривать турецкую стратегию в этом свете, господин Эрдоган не пытается сделать что-то сверхъестественное. Он лишь стремиться ограничить уступки турецким курдам, одновременно укрепляя связи с прото-государством в иракском Курдистане. Установив тесные экономические связи с курдской автономией, Эрдоган теперь помогает ей в постепенном установлении суверенитета над нефтяными и газовыми месторождениями и подталкивает ее в направлении сецессии от Багдада.
Между тем правительство Нури аль-Малики, шиитского исламиста, фактически отказалось от формулы федеративного Ирака, в состав которого входят курдское и суннитские меньшинства. Иракский Курдистан уже располагает всеми атрибутами независимого государства (включая армию). Сирийские курды также стремятся к самоуправлению. Но то, что Анкара сейчас предлагает турецким курдам – это даже еще не автономия.
И потому возникает вопрос – не пытается ли господин Эрдоган оседлать тигра?
Ответ на это вопрос – нет, если в долгосрочной перспективе Эрдоган желает достичь минимальной сделки с курдами дома, одновременно вовлекая сирийских и иракских курдов в турецкую сферу влияния. Эрдоган надеется на то, что мечта о Великом Курдистане сублимируется в некое подобие сферы совместного процветания , “туркосферы” – одного государства для двух народов (с некоторой подпиткой иракской нефтью и газом). Сунниты – турки и курды, будут стоять лицом к лицу перед лицом тех вызовов, которые им бросит шиитская ось Тегеран- Багдада-Дамаск.
В то время, как подобный подход может разрешить курдский вопрос, регион в целом может быть отброшен назад – в оттоманскую географию Месопотамии и Великой Сирии (в состав которой также входят Ливан, Иордания и Палестина). Постыдный франко-британский пакт – соглашение Сайкса-Пико от 1916 года (подробнее о нем можно прочитать в материале “Призраки Сайкса-Пико над временным государством Сирия”) будет наконец разорван. Прощание Оджалана с оружием может оказаться и прощанием с “искусственными границами” Сайкса-Пико. Оджалан взял курс на Анкару и Месопотамию. Какой курс взял Эрдоган, мы узнаем в ближайшее время.