Судя по комментариям суданских официальных лиц, Мурси отказался от египетского суверенитета Египта над так называемым “Халаибским Треугольником”.
Выступая по завершении визита Мурси, помощник президента Судана Муса Мухаммед Ахмед заявил, что треугольник и три города – Халаиб, Шалатин и Абу Рамад будут аннексированы Суданом. После этого на официальном сайте Партии Свободы и Справедливости – политического крыла “Братьев-Мусульман”, появилась карта, на которой Халаибский треугольник был отнесен к Судану. Один из лидеров “Братьев” Мухаммед Махди Акиф сообщил, что он “не имеет ничего против суданского суверенитета в Халаибе и Шалатине”.
Халаибский Треугольник – район пустыни площадью 20 580 квадратных километров, административно относится к египетскому Губернаторству Красного Моря.
Как и в большинстве подобных случаев, речь идет о споре, доставшемся в наследство независимым арабским нациям от колониального периода. В 1899 британцы произвели делимитацию Египта и Судана по 22-й параллели. В 1907, однако, по взаимному согласию Судана и Египта кочевники, передвигавшиеся к северу от 22-й параллели и тогда еще деревни Шалатин, Абу Рамад и Халаиб были отданы в административное подчинение Судану.
Около столетия проблема Халаибского Треугольника являлась причиной конфузии, главным образом, для картографов и любителей истории экзотических стран. В 90-х годах, однако, все изменилось, и Треугольник стал причиной напряженности и вражды в отношениях между Египтом и Суданом. Треугольник, примыкающий к Красному морю, вызвал определенный интерес европейских, американских и канадских нефтяных компаний. Судан предоставил права на нефтеразведку канадской компании в 1992 году. Это повлекло агрессивную египетскую реакцию. Египтяне быстро организовали геологическую разведку, которой занималась Egyptian General Petroleum Corporation. Разведка шла в водах Красного моря к востоку от Треугольника, которые, в любой версии, являются египетскими. Президент Судана Башир был возмущен. С точки зрения Мубарака, суданская администрация к северу от 22-й параллели являлась грубым нарушением египетского суверенитета. В октябре 1992 Египте “аннексировал спорную приграничную территорию”, и заявил, что ему “не о чем вести переговоры с Суданом”. Несмотря на патриотическую истерию в Хартуме, 600 египетских солдат вошли в Треугольник, и выпроводили всех суданских чиновников за 22-ю параллель.
Дипломатические пируэты Мурси взбесили командование египетской армии. Представитель армии, по данным газеты Al-Watan, заявил, что “египетская территория не является объектом обмена любезностями между президентом и главами приграничных государств, и вооруженные силы Египта не допустят никаких нарушений египетского суверенитета, будь то попытки превратить Синай в государство для палестинцев, отдать Судану Халайиб или согласиться с ливийской аннексией Саллума”. Египетская общественность, уставшая от метаний “Братства” восприняла публикацию карты и заявления суданцев в качестве прелюдии к разделу страны. Египетская газета Al-Ahram пишет, что Халайяб “принадлежит Египту на протяжении тысячелетий, что подтверждается наличием на этой территории древних египетских монументов”. Египетские блоггеры указывают на то, что сдача национальной территории является государственным преступлением, и за нее следует отдавать под трибунал.
Представитель египетского президента, посол Ихаб Фахми, поспешил опровергнуть сообщения в египетской и суданской прессе. В то же время, заявления Махди Акифа, который сейчас является президентом “Братьев-Мусульман”, подтверждены. Фахми, однако, подчеркнул, что Акиф не занимает официального поста, и потому не выражает позиции президента или государства. Партия Свободы и Справедливости поспешила стереть разъярившую египтян карту, и сообщила, что речь идет об “ошибке”.
По материалам:
Al-Ahram, April 6, 2013–04–07
Al-Watan, April 7, 2013
Millard Burr,Robert Oakley Collins Revolutionary Sudan: Hasan Al-Turabi and the Islamist State, 1989-2000