Сегодня Турция вынуждена импортировать весь потребляемый в стране газ – около 40 миллиардов кубометров ежегодно. Ожидается, что в ближайшие годы потребление вырастет еще на 50%. Главными источниками снабжения Турции являются Иран, Россия и Азербайджан. В дополнение к этому она покупает очень дорогой сжиженный газ у Алжира. В последние месяцы поставки газа из Ирана несколько раз срывались – вследствие взрывов газопроводов на иранской территории, а также из-за осложнения отношений между двумя государствами, которое вызвано сирийским кризисом. Российский газ поступает в Турцию по подводному газопроводу Blue Stream – 23,5 миллиардов кубометров в год. Чтобы снизить зависимость от России и Газпрома, Турция начала импортировать алжирский сжиженный газ. Турки также покупают газ в Казахстане и Туркменистане. Самый дешевый газ – туркменский, по цене около 10 долларов за миллион БТЕ, но средняя цена потребляемого турками природного газа куда выше.
“Калькалисту” стало известно, что турки надеются покупать израильский газ по цене 9 долларов за миллион БТЕ – намного дороже той цены, по которой его будет покупать Израильская Электрическая Компания (5 долларов за миллион БТЕ) и гораздо ниже, чем средняя цена газа на Ближнем Востоке (13 долларов за миллион БТЕ).
В то же время, между израильскими компаниями существуют противоречия относительно того, стоит ли продавать газ туркам. В то время как Делек и Рацио настаивают на осуществлении проекта, надеясь на скорое получение турецких авансов, представители Noble Energy высказывают опасения. Они боятся того, что в Турции произойдет радикальная исламистская революция, в результате чего экспорт придется внезапно прекратить, а добывающие компании останутся в тупике – и с пустыми карманами.
Глава правительства Израиля Биньямин Нетаниягу высказывает крайнюю заинтересованность в реализации проекта, в целях нормализации отношений с Турцией, и периодически посылает намеки о необходимости газопровода из Израиля в Турцию высшим представителям турецкой администрации. Митат Ранда, заместитель генерального директора по экономике турецкого МИДа недавно заявил прессе: “Строительство газопровода в Турцию – лучший вариант для экспорта израильского газа – и с экономической, и с энергетической точки зрения”. Нетаниягу, за закрытыми дверями, поддерживает идею продажи газа туркам – даже по заниженным ценам – из-за важности стратегического партнерства с Турцией.
В мире существует несколько подобных проектов – подводный газопровод, соединяющий Норвегию с Британией, газопровод по которому Россия поставляет газ в Германию. Теоретически возможно соединение месторождения Левиафан с Европой, что дает Израилю выход на европейские рынки. Следует учитывать, что цена прокладки труб будет относительно высокой, и проект может столкнуться с сопротивлением Ливана и Сирии, чьи территориальные воды находятся между Израилем и Турцией.