Причины коллапса сирийского сельского хозяйства – продукт сложного взаимодействия различных факторов и переменных – перемены климата, бесхозяйственности, дурного управления природными ресурсами и демографической динамики.
Последняя модель климатического изменения, разработанная International
Food Policy Research Institute предсказывает, что урожаи зависящих от осадков культур в 2010-2050 годах в Сирии могут сократиться на 29-57%. Другие исследования предсказывают такую же зловещую, и сухую, картину. На шкале условий влажности, где -4 рассматривается как “ниже экстремальной засухи” доклад National Center for Atmospheric Research показывает, что в Сирии эти значения будут -8 -15 из-за климатических изменений в ближайшие 25 лет.
Более того, последствия климатических изменений и засух усиливаются дурным управлением. Режим Асада, согласно всем отчетам, кроме своего собственного, преступно скомбинировал бесхозяйственность и разбазаривание природных ресурсов Сирии, что привело к нехватке воды и опустыниванию земель. По мере того, как прежде плодородные земли превращались в пыль, у фермеров и скотоводов не было иного выбора, кроме как уехать, голодать или требовать изменений.
Массивная внутренняя миграция из сельских районов в городские центры и значительное недовольство зависящих от сельского хозяйства общин – все это мало изученные факторы социального и политического мятежа в Сирии.
Эти миграции во время последних засух еще более осложнили ситуацию в сирийских городах, которые и до них находились не в лучшем состоянии, и которым и до засух не хватало воды. Бедняки были вынуждены конкурировать с бедняками – не только за рабочие места, которых не было, но и за доступ к водным ресурсам. Эксперт Франческа де Шатель, базирующаяся в Дамаске, пишет: “Сирия переживает огромное ухудшение в области доступности воды на человека, частично – как результат разрушающейся городской инфраструктуры”.
Далее, роль пострадавших сельских и провинциальных общин в Сирии была куда более велика, чем в любой другой стране, переживающей Арабскую Весну. Провинциальный городок Дараа стал центром протестов на первой стадии оппозиционного движения в 2011 году – и это место, по которому засухи ударили особенно больно, и которое не получило никакой помощи от режима Асада.
В краткосрочной перспективе, прекращение насилия и установление легитимного правительства потребует оценки нужд и требований оппозиционного движения, в том числе, вопрос о доступности и управлении такими жизненно важными ресурсами, как продовольствие, вода, и обрабатываемая земля. В долгосрочной перспективе, обращение ко всему диапазону сирийских социальных, экологических и климатических бед станет критически важным для создания устойчивой, свободной и бесконфликтной нации – такой, которая сможет работать в международном сообществе.