Министерство иностранных дел Эфиопии сообщило о том, что Договор о Рамках Сотрудничества в бассейне Нила вынесен на рассмотрение парламента страны.
Договор был подписан в 2011 году Эфиопией, Руандой, Бурунди, Угандой, Кенией и Танзанией. Предполагается, что договор также будет подписан Конго, и, возможно, Южным Суданом.
Генеральный директор эфиопского МИДа Рета Алему заявил: “Мы начали процесс ратификации соглашения. Все шесть участников согласились с тем, чтобы Договор стал частью внутреннего законодательства каждой из стран”.
Договор предусматривает создание Комиссии Бассейна Реки Нил, которая пересмотрит квоты водораздела великой реки.
Газета Daily Ethiopia сообщает, что процесс ратификации был намеренно оттянут, ради того, чтобы предоставить Египту возможность “восстановить политическую стабильность”. Политической стабильности в Египте, однако, на горизонте не видно, и эфиопы решили действовать без учета мнения египтян.
Эфиопская пресса пишет, что Египет и Судан отказываются подписать соглашение, которое “угрожает их гегемонии над Нилом”. Египет надеется на то, что ему удастся сохранить “исторические права”, которые подтверждаются договором 1929 года между Египтом и Британской Империей. Договор дает Египту право вето на любые проекты в верховьях Нила. Согласно договору, подписанному в 1959 году между Египтом и Суданом, эти два государства забирают себе 90% водозабора Нила.
Именно на разрушение арабской монополии на Нил направлены действия африканских государств, и, в первую очередь, Эфиопии.
Эфиопия объявила о строительстве “Великой Дамбы Ренессанса” – в 12 км от суданской границы. Речь идет о строительстве гигантской ГЭС, мощностью 6 тысяч мегаватт. Чтобы понять, какое значение проект имеет проект для экономики региона, следует указать на тот факт, что в настоящее время Эфиопия производит 2 тысячи мегаватт.
Эфиопское деловое издание Capital сообщает, что правительство страны приняло решение о разделении проекта на две части – компанию, генерирующую энергию, и компанию, занимающуюся ее поставками. Дистрибутивную часть проекта будет выполнять Израильская Электрическая Корпорация. Корпорация, таким образом, будет отвечать за строительство, обслуживание и работу эфиопской электрической сети, и, возможно, сетей поставок электроэнергии в государства Африканского Рога.
И с точки зрения Израиля, и с точки зрения Эфиопии, речь идет больше, чем о сотрудничестве в энергетическом секторе. Египтяне, обеспокоенные эфиопским проектом, якобы организовали военную базу на территории Судана, с целью помешать осуществлению проекта. Израиль получает дополнительный, и очень мощный рычаг давления на Египет. Эфиопы надеются на то, что одного израильского присутствия будет достаточно для того, чтобы египтяне не предприняли необдуманных действий.
Эфиопское решение о ратификации договора демонстрирует, что африканцы относятся к Египту, как к политическому трупу (наряду с союзным ему Суданом) и считают, что настал момент, когда они попросту могут проигнорировать интересы некогда могущественных арабских соседей.
Никакой официальной реакции на эфиопское решение от правительства Египта пока нет.
Есть истеричная и “неожиданная” с точки зрения эфиопов, реакция Саудовской Аравии. В конце февраля в Каире с официальным визитом побывал заместитель министра обороны ваххабитского королевства Саудовской Аравии принц Халид бин Султан. Принц принял участие в заседаниях “Арабского Водного Комитета” и обрушился с уничтожающей критикой на эфиопов.
Принц сказал: “Великая Дамба Ренессанса будет иметь паводковый сток объемом в 70 миллиардов кубометров – на высоте 700 метров. Если она обрушится, Хартум будет полностью затоплен, последствия будут чувствоваться даже в районе Асуана. Египет наиболее пострадает от этого проекта, поскольку у него нет альтернативных источников воды, по сравнению с другими странами бассейна Нила. Сооружение плотины в 12 км от суданской границы – это, скорее, политический заговор, а не экономический проект. Дамба есть прямая угроза национальной безопасности Судан и Египта. Эти руки, марающие сейчас водные ресурсы Египта и Судана растут из Эфиопии, из ее желания навредить арабам – даже не получив от этого выгоды для себя”.
Принц заявил, что сооружение дамбы означает, что Эфиопия будет контролировать “каждую каплю воды” в странах, лежащих ниже по течению и перенесет массы воды, пополняющие сейчас озеро Насер, на эфиопское плато. Принц указал на то, что перемещение подобного объема воды может привести к “сейсмическим последствиям” в регионе. По оценке бин Султана, из-за осуществления эфиопского проекта, дефицит воды в Египте в 2050 году составит 94 миллиарда кубометров в год.
Премьер-министр Эфиопии, Мириам Дессалин отнесся к скандалу спокойно. Он сказал, что его страна стремится к эксплуатации Нила без того, чтобы причинить какой-либо ущерб Египту и Судана, и что сооружение плотины “поддержит экономическое развитие и Египта, и Судана”. Он также напомнил о том, что “Нил – не единственная арена сотрудничества между нашими государствами”.
Сооружение дамбы обойдется Эфиопии в 4,2 миллиарда долларов и должно быть закончено в 2015 году.